18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА
Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000.
Фото: ММОМА
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов — и находит их в произведениях нескольких поколений художников, от советских нонконформистов до совсем молодых авторов

С некоторых пор помещения Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке позиционируются как исследовательский центр и библиотека. Выставки там тем не менее проводятся — небольшие, но бесплатные. Раз уж вроде как не совсем музей. Нынешние «Следы в лабиринте» занимают четвертый этаж и посвящены теме Античности в современном российском искусстве.

Современное искусство понимается здесь максимально широко — если уж в фойе выставки эпиграфом к ней экспонируют «Лабиринт» Давида Бурлюка. Это самая ранняя, самая «классическая» живопись на этаже, заполненном образами и копиями древних объектов — как и полагается любому учебному арт-заведению, куда люди приходят копировать скульптурные головы Аполлонов или учиться правильной штриховке на примере метоп Парфенона.

Валерий Кошляков. «Головы героев II». 1991. Фрагмент. Фото: ММОМА
Валерий Кошляков. «Головы героев II». 1991. Фрагмент.
Фото: ММОМА

На первый взгляд все экспонаты «Следов в лабиринте» подчинены именно этой, будто бы весьма пропедевтической, задаче. Есть здесь и советские нонконформисты (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Дмитрий Александрович Пригов), и иконы актуального процесса (Александр Джикия, Валерий Кошляков, Константин Латышев, Тимур Новиков, Авдей Тер-Оганьян, Ольга Тобрелутс, Виталий Пушницкий), хотя большинство работ исполнено, видимо, совсем уже «молодежью».

На выставке есть и видео, и небольшие инсталляции, масса объектов и скульптуры (в центре зала, к примеру, выставлен «Кентавр» Зураба Церетели), размашистого экспрессионизма и абстракций с мифологическими именами, вот как у того же Сая Твомбли. Помимо прочего, все эти опусы объединяет ироническая, игровая дистанция. Во-первых, древняя культура — то, что давным-давно изучено и понято. Тем более если мифологические расклады превратились в психологические (да и какие угодно) архетипы задолго до нашего рождения, а общеизвестные нарративы впитаны, вместе с молоком матери и пересказами Куна, задолго до любой интеллектуальной осознанности. Во-вторых, Античность и сама — детство человечества, как некогда сформулировал Карл Маркс. Поэтому, скорее всего, неслучайно портрет немецкого философа прислонен к изнанке одной из выставочных работ. Так сказать, зашит в подсознание, чтобы и наши современники могли, играя и понемногу смеясь, расставаться со своим собственным прошлым.

Константин Латышев.  Real beauty. 1996. Фото: ММОМА
Константин Латышев.  Real beauty. 1996.
Фото: ММОМА

Исследовательский центр (что означает: выставочные проекты здесь не самое важное, можно прийти в библиотеку просто книжки почитать) живет здесь наособицу, внутри неуютной столичной погоды. Если «нычку» знать, то можно и себе скрасить существование еще одним местом, где пытаются поддерживать нормальные температуры, стабилизировать «общественное состояние». Ну то есть среди ненастной Москвы, под внимательным искусственным солнцем почти буквально расцветают агоры, сады и рощи оливковых деревьев натуральным городком в табакерке. Сном внутри сна. Театром пластических мистерий, совсем не озабоченных аншлагом. 

Московский музей современного искусства
«Следы в лабиринте. Образы античности в современном российском искусстве»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+