18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Большой проект Музея русского импрессионизма стал новым этапом осмысления творчества художников, которые исповедовали лирическую легкость и импровизацию — редкие качества в эпоху, отягощенную идеологией

Чтобы примкнуть к узкому кругу знатоков и ценителей творчества группы «13», нужно начать с малого. Первое: твердо запомнить, что художников в составе группы было не 13, а суммарно 21. Второе: воздерживаться от того, чтобы называть этих людей «авангардистами» (хотя авангардисты среди них действительно были). И последнее: неплохо бы учесть, что концепция «рисования в темпе натуры» характеризует деятельность группы лишь отчасти.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Эти минимальные сведения можно считать одновременно и базовыми. Собственных глубокомысленных теорий участники объединения не разрабатывали, манифестов не публиковали, хотя и были хорошо образованны и склонны к рефлексии. На фоне бесчисленных измов и политических лозунгов они исповедовали качество, которое казалось почти утраченным, — лирическую легкость, импровизацию.

Правда, эта легкость, графическая и живописная, понималась ими не совсем одинаково. Даже на первой выставке 1929 года (экспонентов было действительно 13) ощущались различия в «генезисе» авторов. Отцы-основатели группы, выходцы из Саратова Даниил Даран, Николай Кузьмин, Владимир Милашевский, начинали работать еще до революции, в их бэкграунде просматривалось влияние и «Мира искусства», и «Голубой розы». А вот художники полупоколением младше, выпускники ВХУТЕМАСа Лев Зевин, сестры Нина и Надежда Кашины, Татьяна Маврина, Михаил Недбайло, Борис Рыбченков, меньше оглядывались на прежнюю российскую практику — зато живо интересовались европейской. Свои обертоны в эстетику группы привнесли художники-дилетанты из Ленинграда — актриса Ольга Гильдебрандт и писатель Юрий Юркун.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Первую выставку в московском Доме печати ожидал бурный успех, оказавшийся, впрочем, кратковременным. Сначала внутри группы стали возникать разногласия, из-за которых пришлось отменить вторую выставку, намеченную через год. А на третьей, состоявшейся в 1931-м, изменение состава выглядело уже существенным. Появились фигуры, которые в меньшей степени принадлежали к стану «графиков-импровизаторов»: Александр Древин, Антонина Софронова, Надежда Удальцова. И даже «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, живший в США, принял участие в той затее.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Не исключено, что новый «баланс интересов» мог бы привести к неожиданному продолжению, но вмешались теперь уже внешние силы. Показ 1931 года подвергся публичному разносу. Все, что на первой выставке воспринималось как достоинства и достижения, теперь трактовалось как «безыдейность», «юродство» и «контрреволюционная направленность». Вскоре объединение распалось: в искусство уверенной поступью входил директивный соцреализм.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

О группе «13» вспомнили в перестройку — писались статьи и книги, делались выставки. Нынешний проект Музея русского импрессионизма можно назвать следующим этапом осмысления феномена. «Мне хотелось показать группу в некотором континууме, — рассказала нашему изданию Надежда Плунгян, куратор выставки и автор диссертации о творчестве этого объединения. — Многие из ее участников продолжали работать и позже, оставаясь в диалоге между собой. Интересно увидеть, какую они прошли эволюцию. На выставке представлены блоки, рубрики, посвященные тем проблемам, которые занимали это сообщество. Городской пейзаж, домашняя обстановка, документальный рисунок — лишь некоторые из них. А в общем виде выставка делится на две части — довоенную и послевоенную. Точнее говоря, есть и военный период, который редко связывают с творчеством этих художников. Порой кажется, что многое у них до сих пор существовало как-то по отдельности, не соединяясь в целое».

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Участники группы «13» не стремились никому подражать, но несомненное и главное влияние на них оказало французское искусство. Причем не только новейшее, начала ХХ века, но и более раннее. В экспозиции происходит не прямое сравнение, а скорее соотнесение отечественного материала с отдельными работами Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле, Мориса Вламинка, Отона Фриеза.

Музей русского импрессионизма славится своей неленивостью: его проекты, как правило, многодельны и собраны из множества источников. Здесь похожий случай. Партнерами выставки стали полтора десятка российских музеев (включая Третьяковскую галерею и ГМИИ имени А.С.Пушкина), а также целый ряд частных коллекционеров. При этом экспонатов не просто много, около 300, — они еще и «прицельны», то есть сопряжены с кураторской концепцией.

Музей русского импрессионизма
«Группа "13". В переулках эпохи»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+