18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка, посвященная группе «13», восстанавливает связь времен

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Большой проект Музея русского импрессионизма стал новым этапом осмысления творчества художников, которые исповедовали лирическую легкость и импровизацию — редкие качества в эпоху, отягощенную идеологией

Чтобы примкнуть к узкому кругу знатоков и ценителей творчества группы «13», нужно начать с малого. Первое: твердо запомнить, что художников в составе группы было не 13, а суммарно 21. Второе: воздерживаться от того, чтобы называть этих людей «авангардистами» (хотя авангардисты среди них действительно были). И последнее: неплохо бы учесть, что концепция «рисования в темпе натуры» характеризует деятельность группы лишь отчасти.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Эти минимальные сведения можно считать одновременно и базовыми. Собственных глубокомысленных теорий участники объединения не разрабатывали, манифестов не публиковали, хотя и были хорошо образованны и склонны к рефлексии. На фоне бесчисленных измов и политических лозунгов они исповедовали качество, которое казалось почти утраченным, — лирическую легкость, импровизацию.

Правда, эта легкость, графическая и живописная, понималась ими не совсем одинаково. Даже на первой выставке 1929 года (экспонентов было действительно 13) ощущались различия в «генезисе» авторов. Отцы-основатели группы, выходцы из Саратова Даниил Даран, Николай Кузьмин, Владимир Милашевский, начинали работать еще до революции, в их бэкграунде просматривалось влияние и «Мира искусства», и «Голубой розы». А вот художники полупоколением младше, выпускники ВХУТЕМАСа Лев Зевин, сестры Нина и Надежда Кашины, Татьяна Маврина, Михаил Недбайло, Борис Рыбченков, меньше оглядывались на прежнюю российскую практику — зато живо интересовались европейской. Свои обертоны в эстетику группы привнесли художники-дилетанты из Ленинграда — актриса Ольга Гильдебрандт и писатель Юрий Юркун.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Первую выставку в московском Доме печати ожидал бурный успех, оказавшийся, впрочем, кратковременным. Сначала внутри группы стали возникать разногласия, из-за которых пришлось отменить вторую выставку, намеченную через год. А на третьей, состоявшейся в 1931-м, изменение состава выглядело уже существенным. Появились фигуры, которые в меньшей степени принадлежали к стану «графиков-импровизаторов»: Александр Древин, Антонина Софронова, Надежда Удальцова. И даже «отец русского футуризма» Давид Бурлюк, живший в США, принял участие в той затее.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Не исключено, что новый «баланс интересов» мог бы привести к неожиданному продолжению, но вмешались теперь уже внешние силы. Показ 1931 года подвергся публичному разносу. Все, что на первой выставке воспринималось как достоинства и достижения, теперь трактовалось как «безыдейность», «юродство» и «контрреволюционная направленность». Вскоре объединение распалось: в искусство уверенной поступью входил директивный соцреализм.

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

О группе «13» вспомнили в перестройку — писались статьи и книги, делались выставки. Нынешний проект Музея русского импрессионизма можно назвать следующим этапом осмысления феномена. «Мне хотелось показать группу в некотором континууме, — рассказала нашему изданию Надежда Плунгян, куратор выставки и автор диссертации о творчестве этого объединения. — Многие из ее участников продолжали работать и позже, оставаясь в диалоге между собой. Интересно увидеть, какую они прошли эволюцию. На выставке представлены блоки, рубрики, посвященные тем проблемам, которые занимали это сообщество. Городской пейзаж, домашняя обстановка, документальный рисунок — лишь некоторые из них. А в общем виде выставка делится на две части — довоенную и послевоенную. Точнее говоря, есть и военный период, который редко связывают с творчеством этих художников. Порой кажется, что многое у них до сих пор существовало как-то по отдельности, не соединяясь в целое».

Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Участники группы «13» не стремились никому подражать, но несомненное и главное влияние на них оказало французское искусство. Причем не только новейшее, начала ХХ века, но и более раннее. В экспозиции происходит не прямое сравнение, а скорее соотнесение отечественного материала с отдельными работами Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле, Мориса Вламинка, Отона Фриеза.

Музей русского импрессионизма славится своей неленивостью: его проекты, как правило, многодельны и собраны из множества источников. Здесь похожий случай. Партнерами выставки стали полтора десятка российских музеев (включая Третьяковскую галерею и ГМИИ имени А.С.Пушкина), а также целый ряд частных коллекционеров. При этом экспонатов не просто много, около 300, — они еще и «прицельны», то есть сопряжены с кураторской концепцией.

Музей русского импрессионизма
«Группа "13". В переулках эпохи»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+