18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Неожиданная Доротея Лэнг на выставке в Вашингтоне

Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954. Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of Oakland. Gift of Paul S. Taylor
Доротея Лэнг. «Девочка-ирландка, графство Клэр, Ирландия». 1954.
Фото: The Dorothea Lange Collection, Oakland Museum of California, City of Oakland. Gift of Paul S. Taylor
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

В основу экспозиции в Национальной художественной галерее легли 143 ранние работы будущего классика документальной фотографии. В тот период Доротея Лэнг практиковалась в фотоателье, снимая постановочные портреты. Как это пригодилось ей впоследствии?

Американка Доротея Лэнг (1895–1965) входит в число важнейших мастеров документальной фотографии ХХ века, но организаторы новой выставки в Национальной художественной галерее в Вашингтоне взялись доказать, что в основе ее новаторского репортажного стиля на самом деле лежит ранний опыт постановочной портретной съемки, который она приобрела во время работы в фотоателье в 1910–1920-х. Куратор Филип Брукман объединил в ретроспективной экспозиции 101 фотографию Лэнг, начиная с ранних студийных портретов и заканчивая фотографиями из многочисленных поездок в 1950–1960-е годы.

«В начале карьеры она практиковалась в нескольких портретных мастерских, — рассказывает Брукман. — Самой известной из них была студия Арнольда Генте в Нью-Йорке. Здесь Доротея узнала о том, насколько важна поза — руки, лицо, свет — и как использовать все это, чтобы передать характер человека. Позднее, выйдя в большой мир и начав фотографировать людей, она использовала эти приемы».

Доротея Лэнг. «Мать-переселенка». 1936. Фото: National Gallery of Art, Washington
Доротея Лэнг. «Мать-переселенка». 1936.
Фото: National Gallery of Art, Washington

В основу экспозиции легла подборка из 143 серебряно-желатиновых отпечатков, которую музей получил в дар от лос-анджелесских коллекционеров Даниеля Гринберга и Сьюзан Стайнхауэр в 2017 году. Их дополнили важные работы, предоставленные во временное пользование такими институциями, как Музей Гетти в Лос-Анджелесе, Оклендский музей Калифорнии и Музей современного искусства Сан-Франциско. На выставке представлены почти все самые знаменитые снимки, в том числе сделанная в Миссисипи фотография белого владельца плантации с пятерыми чернокожими работниками и хрестоматийная «Мать-переселенка» (1936) — портрет сезонной полевой работницы с детьми, который Лэнг сделала в Калифорнии, работая на государственную Администрацию по переселению. С ними соседствуют и более редкие снимки. В их числе сделанная в 1942 году, в обстановке растущей ксенофобии после нападения на Перл-Харбор, фотография вывески «Я американец» на окне магазина, принадлежавшего выходцу из Японии.

Доротея Лэнг. «Продуктовый магазин, принадлежащий американцам японского происхождения, Окленд, Калифорния». 1942. Фото: National Gallery of Art, Washington
Доротея Лэнг. «Продуктовый магазин, принадлежащий американцам японского происхождения, Окленд, Калифорния». 1942.
Фото: National Gallery of Art, Washington

«Мне было интересно порассуждать о портрете как об инструменте формирования идентичности, и я увидел в этих словах — „Я американец“ — заявление об идентичности, которое можно интерпретировать как портрет, даже несмотря на то, что изображение человека отсутствует, — рассказывает Брукман. — Это куда более современное понимание портрета».

Все проблемы, которые освещала Лэнг: миграция и изменение климата, использование земли, расизм, — актуальны сегодня. «Она создала тип документалистского взгляда, для которого важно не только то, кто перед нами и как он выглядит, но и то, что его окружает и какие обстоятельства привели его в эту точку», — говорит куратор.  

Национальная художественная галерея
«Доротея Лэнг. Видеть людей»
До 31 марта

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+