18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нью-йоркская школа с печатью заокеанского сюрреализма

Литография Cтэнли Eильяма Хейтера «Кентавресса» (1944), отпечатанная в его нью-йоркской студии «Ателье-17». Фото: National Gallery of Art, Washington, DC
Литография Cтэнли Eильяма Хейтера «Кентавресса» (1944), отпечатанная в его нью-йоркской студии «Ателье-17».
Фото: National Gallery of Art, Washington, DC
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Как в «Ателье-17» англичанина Стэнли Уильяма Хейтера кроились будущие достижения абстрактных экспрессионистов, рассказано в книге Чарльза Дарвента. Автор приходит к мысли, что роль Хейтера в становлении нью-йоркской школы явно недооценена

Не секрет, что сюрреализм повлиял на развитие абстрактного экспрессионизма, это отражено в целом ряде исследований. Однако до сих пор в значительной степени упускался из виду механизм, с помощью которого это происходило. Сюрреализм был неплохо известен в Нью-Йорке и до Второй мировой войны, но лишь после приезда сюда художников этого направления в американском искусстве произошел радикальный сдвиг.

Где же Джексон Поллок, Марк Ротко и остальные увидели сюрреализм на практике? Ответ удивляет: в маленькой неприбранной мастерской английского типографа, как пишет искусствовед Чарльз Дарвент в книге «Сюрреалисты в Нью-Йорке: „Ателье-17“ и рождение абстрактного экспрессионизма». Хотя название это, пожалуй, может слегка ввести в заблуждение, потому что, по сути, здесь дан биографический портрет одного человека — Стэнли Уильяма Хейтера (1901–1988), владельца типографской студии «Ателье-17». Впрочем, Дарвент все же уделяет внимание и другим культурным пересечениям между тяжеловесами сюрреализма и набирающими силу американскими абстракционистами.

Charles Darwent. Surrealists in New York: Atelier 17 and the Birth of Abstract Expressionism. Thames & Hudson. 256 с.: 80 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке
Charles Darwent. Surrealists in New York: Atelier 17 and the Birth of Abstract Expressionism. Thames & Hudson. 256 с.: 80 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке

Основанная в Париже в 1927 году, мастерская Хейтера играла заметную роль на авангардной сцене, в частности способствовала возрождению техники резцовой гравюры на новом историческом витке. Перебравшись в Нью-Йорк в 1940-м, Хейтер нашел пристанище в университете «Новая школа», который привлекал молодых американских художников возможностью пообщаться с крупными представителями европейского искусства: Андре Массоном, Жоаном Миро, Ивом Танги, Максом Эрнстом. Как пишет Дарвент, «легче перечислить скульпторов и художников-авангардистов, которые не прошли через двери „Ателье“ между 1927 и 1947 годами, чем тех, кто здесь бывал: от Пикассо до Поллока».

Хотя Виллем де Кунинг, Роберт Мазеруэлл, Марк Ротко и другие выдающиеся американцы действительно работали в «Ателье-17» в 1940-х годах, о степени влияния Хейтера на их произведения остается только догадываться. К сожалению, хозяин не хранил листы с оттисками и не существует никакого архива студии. О пребывании здесь Ротко свидетельствует единственная сохранившаяся гравюра. Мазеруэлл создал всего несколько печатных работ, после чего отказался от этой техники на 20 лет. Ни одна из гравюр де Кунинга не дошла до наших дней. Да и сам Хейтер не стремился преувеличивать свои заслуги в становлении той плеяды. Тем не менее, к примеру, Поллок называл его одним из двух своих учителей (вторым был художник-регионалист Томас Харт Бентон).

Полугодичному пребыванию Поллока в «Ателье-17» посвящена целая глава («Поллок делает принты»). В ней содержится рассказ о том, как эксперименты художника с банкой краски, подвешенной к потолку студии, в сочетании с ночными исследованиями движения и линий в глубокой печати напрямую сформировали его зрелый стиль. Именно в маленькой комнате на седьмом этаже «Новой школы» Поллок научился у Хейтера, как отмечает Дарвент, «не столько способу рисования, сколько философии, навыку освобождения ума посредством повторяющихся, циклических движений; способу работы, который выглядел случайным, но при этом полностью оставался под контролем».

Правда, знаменитый искусствовед Клемент Гринберг считал новый стиль Джексона Поллока исключительно американским и два десятилетия спустя даже уверенно заявлял, что художник ничему не научился у Хейтера, несмотря на очевидные параллели между их работами. Как многозначительно вопрошает Дарвент: «Кто разбивает бабочку о колесо?» (английское выражение, подразумевающее избыточную трату сил для достижения несущественной цели. — TANR).

В 1947 году Хейтер помог Луиз Буржуа  напечатать девять гравюр для ее книги «Он исчез в полной тишине». Фото: The Easton Foundation/DACS, London, 2023
В 1947 году Хейтер помог Луиз Буржуа напечатать девять гравюр для ее книги «Он исчез в полной тишине».
Фото: The Easton Foundation/DACS, London, 2023

Значительную часть студентов в «Ателье-17» составляли женщины, но исследование Дарвента непреклонно сфокусировано на их коллегах-мужчинах. Справедливости ради отметим, что в дополнение к его собственному труду он все-таки рекомендует читать выдающееся исследование Кристины Вейль «Женщины „Ателье-17“» (2019).

Но в поле внимания самого Дарвента попадает только одна из них — Луиз Буржуа. Живя в Нью-Йорке с 1938 года, она впервые посетила «Ателье-17» после войны, когда студия переехала на Восточную 8-ю улицу.

Но в итоге у нее возникла крайняя неприязнь к Хейтеру. В 1947 году тот помог ей напечатать девять гравюр для ее книги «Он исчез в полной тишине», из тиража которой, к разочарованию художницы, было продано лишь несколько экземпляров. В неудаче Буржуа обвинила Хейтера, так ему этого и не простив. Полвека спустя она пренебрежительно упомянула его имя в названиях ряда работ, что по иронии судьбы помогло сохранить память о нем.

Между тем не многие британские художники ХХ века пользовались таким международным влиянием, как Стэнли Уильям Хейтер. Однако и сам он, и его студия на долгие годы выпали из истории искусства. Чарльз Дарвент утверждает, что значение фигуры Хейтера определялось не столько его собственным творчеством, сколько созданием уникального пространства, где поощрялись эксперименты и царил особый дух художественной свободы. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+