18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петербург помнит Ленинград

Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом с 3 ч утра, а в 7 ч съедим и весь день пьем воду и все». Фото: Военно-медицинский музей/Центральный выставочный зал «Манеж»
Рисунок очереди за хлебом из дневника медсестры Ф.А. Прусовой. 1941-1945. На обороте надпись: «Стояли в очереди за хлебом с 3 ч утра, а в 7 ч съедим и весь день пьем воду и все».
Фото: Военно-медицинский музей/Центральный выставочный зал «Манеж»

Памятные мероприятия, посвященные событиям, связанным с окончанием блокады Ленинграда, ежегодно проходят в конце января практически во всех учреждениях Петербурга. Специально к январским дням все музеи города подготовили новые экспозиции

В этом году 27 января исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от блокады. Государственный Эрмитаж начал серию памятных мероприятий, посвященных окончанию блокады Ленинграда, в своем фондохранилище в Старой Деревне. Первым событием стала состоявшаяся 18 января презентация колокола, отреставрированного к памятным дням.

«День прорыва блокады мы начинаем с удара поминального колокола, — сказал, открывая презентацию, Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа. — Рядом с нами находится Серафимовское кладбище, где покоятся останки более 100 тыс. блокадников, удары колокола еще раз напоминают, какую высокую цену заплатил Ленинград за свое освобождение».

Колокол попал в Эрмитаж из историко-бытового отдела Русского музея, в фондах которого он оставался до конца войны. В процессе реставрации специалисты подняли связанные с ним документы и обнаружили запись: «Взят для объявления сигнала воздушной тревоги». Возможно, колокол дублировал сигнал воздушной тревоги, хотя более точных сведений об этом нет.

В программу Эрмитажа к памятной дате вошел мультимедийный проект «Ленинград. Во имя жизни», который будет представлен на фасадах Главного штаба на Дворцовой площади 27 и 28 января. Фото: Сергей Богомяко/ Государственный Эрмитаж
В программу Эрмитажа к памятной дате вошел мультимедийный проект «Ленинград. Во имя жизни», который будет представлен на фасадах Главного штаба на Дворцовой площади 27 и 28 января.
Фото: Сергей Богомяко/ Государственный Эрмитаж

Основные памятные мероприятия проходят в эрмитажных зданиях на Дворцовой набережной и в Главном штабе до конца января. Музей обновил экспозицию своих подвалов, где в годы блокады жили почти 2 тыс. человек — сотрудники музея, художники, архитекторы. В фойе эрмитажного театра откроется выставка рисунков, сделанных в подвалах Эрмитажа в первые месяцы войны ленинградским театральным художником Михаилом Григорьевым. Их недавно атрибутировала Елена Соломаха, заместитель заведующего отделом рукописей.

«Они считались работами неизвестного автора, — рассказала Елена Соломаха. — Я делала доклад о подвалах Эрмитажа и обратила внимание, что на оборотной стороне рисунков есть монограмма — МГ. Обратилась в Музей театрального искусства, и там подтвердили — действительно, Михаил Григорьев ставил на своих рисунках такую монограмму».

Также в программу Эрмитажа к памятной дате вошел мультимедийный проект «Ленинград. Во имя жизни», который будет представлен на фасадах Главного штаба на Дворцовой площади 27 и 28 января.

Русский музей, как правило, отмечает большими выставками юбилеи художников, чьи работы хранятся в его фондах, или события, связанные с его собственной историей. На этот раз к памятным дням прорыва и снятия блокады Ленинграда сотрудники музея подготовили сразу две выставки. В Восточном павильоне Михайловского замка открылся проект «Одним дыханьем с Ленинградом», на котором представлены около 20 работ из музейного фонда детского творчества 1960–2010-х годов и более 60 современных работ воспитанниц кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации».

В Корпусе Бенуа открывается большая выставка «Помним!», включающая более 200 работ из фондов ГРМ. Последний раз экспозицию, посвященную исключительно теме блокады Ленинграда, музей представлял публике 40 лет назад, в 1984 году. С тех пор отдельных блокадных выставок музей не делал, хотя в его фондах хранится уникальная коллекция работ ленинградских художников, созданных в годы войны.

Русский музей до 31 января проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады», основанные на дневниках сотрудников музея и архивных документах. Фото: Государственный Русский музей
Русский музей до 31 января проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады», основанные на дневниках сотрудников музея и архивных документах.
Фото: Государственный Русский музей

История этой коллекции начинается 2 января 1942 года: тогда в холодных залах Союза художников открылась первая блокадная выставка — этюды, наброски, рисунки, созданные в первые месяцы осады. Все работы с выставки позже были приобретены Совнаркомом РСФСР для последующей передачи в Русский музей. Весной 1942 года по инициативе ленинградского горкома ВКП(б) с художниками были заключены договоры на выполнение работ, посвященных войне. Договоры не только сохранили жизни многих художников, но и позволили запечатлеть перемены, происходившие в Ленинграде в те годы. Осенью 1942 года выставку работ ленинградцев показали в Москве, в 1943-м она побывала в Перми (тогда — Молотове) и в Нижнем Новгороде (тогда — Горьком). В 1944 году работы вернулись в Ленинград, а в 1946-м поступили на хранение в фонды ГРМ.

Сейчас в залах Корпуса Бенуа представлены автопортреты, пейзажи, натюрморты, зарисовки кисти Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Ярослава Николаева, Александра Русакова, Василия Кучумова, Георгия Траугота, Владимира Конашевича, Ореста Верейского и других мастеров, созданные с натуры и по памяти. Некоторые предметы зрители раньше не видели. Например, плакаты «Боевого карандаша» в таком количестве музей показывает впервые.

Также Русский музей до 31 января проводит экскурсии «Сады Русского музея во время блокады», основанные на дневниках сотрудников музея и архивных документах. На них, в частности, можно узнать о быте музейных сотрудников в годы войны и увидеть места, где укрывали скульптуры.

Еще один большой проект — «Город-герой Ленинград» — организован Центральным выставочным залом «Манеж», Комитетом по культуре Петербурга, Александринским театром, Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО при участии музеев, библиотек, театров, предприятий города и частных коллекционеров. Около 200 графических и живописных полотен работы Татьяны Глебовой, Ярослава Николаева, Владимира Серова, Елены Мартиллы, Якова Рубанчика и других художников, дополнены фотографиями, документами, подлинными вещами блокадников. Среди них — сшитое из бинтов детское новогоднее платье из школьного музея «А музы не молчали», свадебное платье, переделанное из ночной сорочки Марии Бенуа, жены Леонтия Бенуа, дневники, письма.

Татьяна Глебова. «Погорельцы». Из цикла «Ужасы войны для мирного населения. 1942. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»
Михаил Платунов. «Хлеб украл». Из серии «Ленинград в блокаде». 1942. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»
Зима 1941–1942 гг. Работники Государственной Публичной библиотеки на казарменном положении. В бывшем лекционно-выставочном зале, теперь хранилище фондов Отдела редкой книги РНБ, слева на нарах сидит с книгой М. А. Брискман, заведующий Отделом комплектования фондов библиотеки, в центре стоит с винтовкой Б. Р. Зельцле, заместитель директора по научной работе. Фото: Российская национальная библиотека/Центральный выставочный зал «Манеж»
Уборка экспозиционного зала  от разбитого стекла и обломков стен после бомбежки. А.Ф. Проселкова, Е.К. Кирикова и ее сын Юра, Е.А. Малкова,  О.Ф. Федорова, А.А. Бредихина, А.Я. Карулина. 1944. Фото: Российский этнографический музей/Центральный выставочный зал «Манеж»
Г. Семенченко со своим попугаем Жако, пережившим блокаду. 1940-е. Фото: Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии/Центральный выставочный зал «Манеж»
Татьяна Глебова. «Погорельцы». Из цикла «Ужасы войны для мирного населения. 1942.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»
Михаил Платунов. «Хлеб украл». Из серии «Ленинград в блокаде». 1942.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга/Центральный выставочный зал «Манеж»
Зима 1941–1942 гг. Работники Государственной Публичной библиотеки на казарменном положении. В бывшем лекционно-выставочном зале, теперь хранилище фондов Отдела редкой книги РНБ, слева на нарах сидит с книгой М. А. Брискман, заведующий Отделом комплектования фондов библиотеки, в центре стоит с винтовкой Б. Р. Зельцле, заместитель директора по научной работе.
Фото: Российская национальная библиотека/Центральный выставочный зал «Манеж»
Уборка экспозиционного зала от разбитого стекла и обломков стен после бомбежки. А.Ф. Проселкова, Е.К. Кирикова и ее сын Юра, Е.А. Малкова, О.Ф. Федорова, А.А. Бредихина, А.Я. Карулина. 1944.
Фото: Российский этнографический музей/Центральный выставочный зал «Манеж»
Г. Семенченко со своим попугаем Жако, пережившим блокаду. 1940-е.
Фото: Санкт-Петербургский государственный театр музыкальной комедии/Центральный выставочный зал «Манеж»

«Хотелось сделать проект, который разбудил бы в современных зрителях не только интерес к фактам, но и заставил бы их пережить эмоции, которыми жили ленинградцы в блокаду, — рассказала Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж». — Поэтому нам помогал Александринский театр: режиссер Антон Оконешников привел команду сценаристов, драматургов, театральных художников».

Цветовая композиция выставки выдержана в черно-серо-белых цветах, ритмично сменяющих друг друга. И так же ритмично меняются пространства, по которым двигается посетитель: из коридора на лестницу, оттуда — в подвал, на улицу, в трамвай. Маршрут четко продуман: посетители на входе получают впридачу к билету аудиогид с записью своего рода радиоспектакля. В нем участвуют пять персонажей — воспитательница детского сада, девушка-художник, маленький мальчик, молодой ученый и музыкант. Их связывает единый сюжет, у каждого персонажа есть реальный прототип. Следуя за сюжетом, посетители сначала приходят в кинотеатр, где еще идут веселые фильмы, потом — в коридоры Смольного, где принимаются судьбоносные для города решения, на черный рынок, в детский сад, на завод, в научную лабораторию, в библиотеку, в холодную квартиру, на берег Ладожского озера.

«Мы не показываем войну, мы показываем жизнь, — говорит Анна Ялова. — Фактически, наш проект — это не выставка в обычном ее понимании, это погружение в атмосферу того времени».

Музей обороны и блокады Ленинграда центральной темой своей юбилейной выставки «Мы знали — этот день придет» сделал рассказ об операции по освобождению Ленинграда. В витринах представлены многочисленные военные атрибуты: форма, предметы амуниции, награды, оружие, документы, приказы Верховного главнокомандующего и командующего Ленинградским фронтом, листовки, справки, памятки, связанные с январскими боями 1944 года. Выставка продлится до конца года.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+