18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Философию труда осмыслят в лицах

Дарья Колмыкова. «Пятипалые краги. С гарантией». 2023. Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Дарья Колмыкова. «Пятипалые краги. С гарантией». 2023.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки 13 января откроется выставка «Искусство труда», где в рамках пятого сезона фестиваля «Время, вперед!» покажут около 200 работ художников со всей страны

До XIX века, эпохи социальных революций и урбанизации, труд простых людей мало занимал художников. В России первыми ласточками грядущего бума были крестьянские сюжеты Алексея Венецианова и Василия Тропинина. Все изменилось на волне отмены крепостного права и возникновения народничества. Как следствие появились художники-передвижники, которые в противовес академистам живописали тягости и радости работящего большинства и устраивали выставки в деревнях и селах. ХХ век насквозь трудовой. Искусство ушло в массы, а массы — в искусство. Труд, осмысленный Марксом с точки зрения философии и экономики, стал главной темой, мимо которой не проходил никто из знаковых авторов: от Казимира Малевича с его крестьянским циклом и Александра Родченко с авангардными фотографиями и коллажными плакатами с рабочим духом до Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, воспевших стройки, стахановцев и метростроек. Труд был идеей и основой нового государства — и художники молодой Советской России с искренностью и рвением брались за тему.

Юлия Калашникова. «Армалит». 2023. Фото: Фестиваль «Время, вперед!»
Юлия Калашникова. «Армалит». 2023.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Ситуация изменилась, когда авангардистов объявили формалистами, а труд для художников превратился в обязательный госзаказ, который нужно было утверждать у цензоров во множестве инстанций. Победа социалистического реализма над авангардом стоила той самой искренности, без которой невозможно Искусство с большой буквы. Со временем портреты жизнерадостных трудящихся стали слишком плакатными и неубедительными. Впрочем, и среди соцреалистов было немало важных художников. Достаточно вспомнить адептов «сурового стиля» Виктора Попкова и Таира Салахова. С распадом СССР исчез госзаказ, и художники увлеклись другими сюжетами, свободными от советских шаблонов. Труд теперь чаще становился предметом иронии, нежели почитания.

В ХХI веке интерес к теме труда, особенно индустриального, начал возвращаться. Не случайно долгое время на тренды влияла Уральская индустриальная биеннале современного искусства, а бывшие заводы стремительно превращались в территории искусства, наполненные особой романтикой. Минувшим летом довольно громко прозвучала «Ночь заводов», которая прошла в 16 регионах страны. В эту тенденцию вписывается и фестиваль «Время, вперед!», он задает новый вектор художественного осмысления темы.

Александра Маркова-Ярошик. «Лоскутное шитье». Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Александра Маркова-Ярошик. «Лоскутное шитье».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Фестиваль современного искусства ежегодно проводит конкурс, который завершается выставкой лучших работ в Новой Третьяковке и награждением победителей. Сейчас номинаций три: «Живопись и графика», «Скульптура и ДПИ», «Инсталляция». В этом году на смотр прислали 1,5 тыс. заявок из 400 городов России. География участников говорит сама за себя: Москва, Санкт-Петербург, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Новоалтайск, Новосибирск, Орел, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск. Возраст авторов — от 18 до 75 лет. Требований к стилю или жанру нет, главное — отразить свое видение и тему. Переосмысление отношения к труду, как выясняется, вызывает огромный интерес в творческой среде.

«Основная цель фестиваля — расширить представление о том, что такое труд, — рассказывает Анатолий Любавин, член жюри фестиваля «Время, вперед!», ректор МГАХИ им. Сурикова. — Найти красоту и гармонию можно на любом предприятии. Производство — это двигатель прогресса, но на самом деле труд — везде, во всех предметах, которые нас окружают. Вот почему картины, посвященные этой теме, не только про профессиональную деятельность человека, но и про другие аспекты жизни: отдых после работы, посещение кафе или Третьяковской галереи… Труд включает все бытие, охватывает все сферы жизнедеятельности».

Эдуард Мишкин. «Промысел». Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Эдуард Мишкин. «Промысел».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

В этом году на выставке «Искусство труда» 200 отобранных жюри работ и произведения победителей прошлых смотров представят в экспозиции, закрученной в кольцо, где зритель движется по часовой стрелке. То есть каждый посетитель сможет прожить трудовой день вместе с героями произведений. Первое, что видишь, приходя на работу, — лица коллег. Так и тут, в кадре — трудящиеся самых разных профессий: рыбаки и доярки, сталевары и электрики, дворники и маляры, архитекторы и инженеры космических летательных аппаратов.

Выставка «Искусство труда» в залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки. Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Выставка «Искусство труда» в залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Следующий раздел погружает в сам процесс — в фокусе нюансы производства, будь то сложная техника или простая удочка. Рабочий день, впрочем, состоит не только из бесконечного труда — есть тут место и перерыву. Обеденная пауза станет отдельным разделом. Здесь можно будет, например, найти работу художницы Ольги Давыдовой, изобразившей оставленные вещи рабочих, которые ушли на перекус. Куртка, каска, термосы написаны не на привычном холсте, а на наждачной бумаге. В одном из залов развернется зона отдыха и для посетителей.

Ольга Давыдова. «Перерыв». Серия «Шахта». Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Ольга Давыдова. «Перерыв». Серия «Шахта».
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

«Проект живет и развивается, количество участников растет, — говорит идеолог фестиваля «Время, вперед!» Константин Бабкин. — Каждый год появляются новые интересные работы. Я верю, что Россия должна совершить новую индустриализацию, выйти на новый уровень развития. Но этого не случится без людей, занятых на заводах и других предприятиях. Поэтому искусство, где они главные герои и где их деятельность в центре внимания, необходимо показывать. На выставке „Искусство труда“ будут и скульптуры, и графика, и инсталляции, и прикладное искусство. Беседы и обсуждения будут вести и искусствоведы, и философы. Будем рассуждать о путях современного искусства и о стране — о том, куда ей развиваться, глядя на отражение именно такого искусства, благодаря которому и можно добиваться высот».

Выставка «Искусство труда» в залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки. Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Выставка «Искусство труда» в залах СХР Западного крыла Новой Третьяковки.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

Большинство работ написано с натуры, на них запечатлены реальные рабочие и вполне конкретные производства. Но проект об искусстве труда — не повторение пройденного советского опыта. Это следующий виток рассказа о труде визуальными средствами. Здесь труд становится объектом исследования современных художников, работающих в разных жанрах — от экспериментальной живописи до инсталляции. Так, скульптор Маргарита Симонова создала целый цех со станками, за которыми трудятся ткачихи. Причем ни одна из фигур в композиции не является ведущей, а все внимание сосредоточено на процессе. В следующем году на выставке могут появиться звуковые, световые, мультимедийные инсталляции.

Маргарита Симонова. Скульптурная композиция «Ткачихи». 2023. Фото:  Фестиваль «Время, вперед!»
Маргарита Симонова. Скульптурная композиция «Ткачихи». 2023.
Фото: Фестиваль «Время, вперед!»

«Пока мы сосредоточены на фестивале и выставке, — констатирует куратор проекта Татьяна Авдеева. — Но мы надеемся выйти за пределы Москвы и показывать индустриальное искусство в регионах. Тем более что большинство участников — из других городов. Труд — неотъемлемая часть жизни каждого, но в столице и мегаполисах больше офисных работников, а в регионах — больше заводов и фабрик, а значит, и людей, у которых рабочие профессии. Мы хотим, чтобы они воспринимали свою работу позитивно, гордились ею, понимали, как это важно. Чтобы благодаря искусству труд приобрел дополнительный смысл. Все современное искусство — искусство с высказыванием. Здесь произведения посвящены конкретной теме, а она широка для творческого осмысления. При этом, в отличие от соцреализма, у нас нет задачи приукрашивать трудовые будни. Работа бывает физически или интеллектуально тяжелой, дающейся большими усилиями, и все это тоже отражено художниками. Но это не отменяет того, что труд — двигатель развития общества и каждого отдельного человека. Мы показываем тему без прикрас — такой, какая она есть».

Партнерский материал

Новая Третьяковка
«Искусство труда»
До 27 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+