18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О поисках духовности в стране победившего атеизма

Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

В Центре Вознесенского проходит выставка, посвященная знаковым фигурам, которые действовали внутри советской культуры 1930–1950-х и осознавали свою роль в искусстве как христианскую миссию — ни больше ни меньше

Рамки проекта в каком-то смысле шире, чем просто выставка: кураторы Роман Багдасаров и Дмитрий Хворостов предлагают провести мысленный эксперимент — представить себе музей, посвященный христианскому искусству в Советской России. Экспозиция этого воображаемого музея разделена на три тематические зоны: пространство книги, пространство образа и пространство музыки. Каждая зона сформирована вокруг одного или нескольких героев, предъявивших свой взгляд на новозаветное основание и миссию искусства, создавших очаг культурного авангарда, спрятанный под покровом советского официоза.

Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Пространство книги сформировано вокруг фигур литературоведа, священника и археолога Сергея Дурылина, художника книги Владимира Фаворского и поэта Бориса Пастернака. В центре пространства образа — галерея работ художника Евгения Спасского. За пространство музыки отвечает аудиоинсталляция, в которой звучат записи пианистки, философа и педагога Марии Юдиной. «Художественные методы Пастернака, Юдиной и Спасского эквивалентны, хотя применялись в разных областях. Все трое в своем творчестве руководствовались новозаветным откровением», — поясняет Роман Багдасаров. Его дополняет Дмитрий Хворостов: «В ходе работы над проектом мы вывели формулу „советское христианское…“, к которой можно добавлять разные слова (например, „искусство“) и которая удерживает противоречия и парадоксы культуры и в каком-то смысле их разрешает».

Специально для проекта художник Семен Галинов создал серию живописных работ. Исторические документы представлены в экспозиции «дополненные или измененные художественным образом».

Центр Вознесенского
«Музей духовного авангарда. Религиозные поиски творческой интеллигенции в СССР 1930-х — 50-х гг.»
До 31 января

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+