18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Пять поколений Брейгелей собрались в одном здании

Ян Брейгель Младший. «Аллегория живописи». Около 1625–1630. Фото: Peter Cox/JK Art Foundation
Ян Брейгель Младший. «Аллегория живописи». Около 1625–1630.
Фото: Peter Cox/JK Art Foundation
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта исследует политические и экономические условия, в которых складывалась судьба знаменитого клана живописцев. И не забывает о женщинах

Присмотревшись к «Аллегории живописи» Яна Брейгеля Младшего, можно понять, какое место художник отводил своей семье в иерархии европейских мастеров XVII века. Эта картина, предоставленная частным фондом JK Art Foundation в долгосрочную аренду Музею Северного Брабанта, занимает центральное место в экспозиции «Брейгели. Воссоединение семьи» — на первой выставке, объединившей пять поколений выдающейся династии художников.

Среди картин, которые Ян Брейгель Младший разместил внутри своего аллегорического полотна, — портрет деда, Питера Брейгеля Старшего, рядом с Микеланджело и отца, Яна Брейгеля Старшего, рядом с Альбрехтом Дюрером. Как отмечает в статье из каталога выставки куратор Надиа Груневелд-Бадь, Ян Брейгель ставил родственников «в один ряд с самыми выдающимися художниками Италии, Германии и Нидерландов XV–XVI столетий».

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта. Фото: Noordbrabants Museum
Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта.
Фото: Noordbrabants Museum

Респектабельный город Хертогенбос в Нидерландах раз в год погружается в карнавальное безумие, чествуя причудливые образы своего самого знаменитого уроженца Иеронима Босха. В 2016 году, когда Музей Северного Брабанта устраивал большую выставку его работ, все до единого экспонаты приехали из других мест, поскольку в самом городе не осталось ни одного произведения мастера. На сей раз стартовые позиции музея куда лучше: в его коллекцию входит множество работ разных представителей семьи Брейгелей (чтобы не запутаться, посетителям придется держать под рукой генеалогическое древо). Дополняют экспозицию произведения из зарубежных музеев, в том числе Лувра и Прадо, а также из государственных и частных коллекций в США.

Ян ван Кессель. «Гирлянда, маски и розетки из ракушек». 1656. Фото: Fondation Custodia, Collection Frits Lugt
Ян ван Кессель. «Гирлянда, маски и розетки из ракушек». 1656.
Фото: Fondation Custodia, Collection Frits Lugt

В числе главных экспонатов — портрет Клары Брейгель, которая, как глава богатейшего религиозного сообщества бегинок в Мехелене, давала заказы художникам, и недавно отреставрированная картина кисти Анны Марии Янсенс, изображающая цветочную гирлянду. Груневелд-Бадь надеется, что выставка послужит толчком к установлению настоящего авторства и других произведений, ошибочно приписываемых мужчинам этой семьи. Еще одна важная работа, удивительная и загадочная «Сорока на виселице» (1568), приехала из Музея земли Гессен в Дармштадте. Она входит в число произведений Питера Брейгеля Старшего, в которых узнаваемые беспечные крестьянские танцы соседствуют с чем-то куда более мрачным.

Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта. Фото: Noordbrabants Museum
Выставка «Брейгели. Воссоединение семьи» в Музее Северного Брабанта.
Фото: Noordbrabants Museum

Все недавние выставки Брейгелей были успешны. Так, экспозиция, посвященная Питеру Брейгелю Старшему в венском Музее истории искусств, стала самой посещаемой за все годы существования институции. Груневелд-Бадь говорит, что авторы новой выставки хотели сделать нечто совсем иное: исследовать политические, экономические и даже климатические условия, в которых складывалась судьба знаменитой династии, а также привлечь внимание к женщинам семьи. Увы, до наших дней не дошло ни одной работы самой выдающейся ее представительницы — Майкен Верхюлст. Известная художница, теща Питера Брейгеля Старшего, была наставницей внуков — Яна и младшего Питера. Верхюлст будет представлена лишь репродукцией мрачного портрета, который, к большому сожалению куратора, слишком хрупок для транспортировки из Кунстхауса в Цюрихе.  

Музей Северного Брабанта
«Брейгели. Воссоединение семьи»
До 7 января

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+