18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Немецкий музей опроверг информацию о конфискации трофейной картины Рубенса в Москве

Картина Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция» во время экспонирования в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
Картина Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция» во время экспонирования в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Последние 30 лет полотно «Тарквиний и Лукреция» Рубенса входило в частное собрание российского бизнесмена Владимира Логвиненко, временно экспонировалось в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина и было предметом нескольких судебных споров

Сообщение зарубежной прессы о том, что трофейная картина Питера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция», более 30 лет находившаяся в частном собрании бизнесмена Владимира Логвиненко, конфискована в Москве российскими властями и будет экстрадирована в Германию, является ошибочным. Об этом заявил нашему изданию представитель Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга.

Новость об этом появилась на портале Artnet 12 декабря и распространилась в прессе и соцсетях.

Наша газета обратилась за комментарием в пресс-службу немецкого фонда, который много лет борется за возвращение картины Рубенса на прежнее место во дворце Сан-Суси. «Мы не располагаем информацией о том, где сейчас хранится картина. Мы также не знаем, находится ли она все еще у своего российского владельца (то есть у Владимира Логвиненко. — TANR). В настоящее время мы рассматриваем дальнейшие шаги по ее возвращению», — сказал нам пресс-секретарь фонда Франк Каллензи.

На наш запрос в посольство Германии в России пресс-секретарь диппредставительства ответил, что учреждение не располагает никакими данными об этом деле.

В процессе беседы с представителем фонда нам удалось выяснить источник ошибочной информации. Пресс-релиз фонда, цитаты из которого привело издание Artnet, на самом деле был опубликован еще в 2003 году, когда картина Рубенса по заявлению немецких властей действительно была ненадолго задержана и временно помещена на хранение в Пушкинский музей. После этого российская прокуратура признала покупку Логвиненко законной, и полотно было возвращено коллекционеру. Даже генеральный директор фонда профессор Хартмут Доргерло, чьи слова цитирует Artnet, не работает в нем с 2018 года.

Всплеск интереса к «Тарквинию и Лукреции» вызван тем, что ранее в октябре этого года телекомпания Deutsche Welle сообщала, что потсдамский суд отклонил апелляцию Владимира Логвиненко, поданную им в 2021 году. В последнем иске к Фонду прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга бизнесмен потребовал признать его право на собственность и заявил, что добросовестно приобрел картину в 1993 году за $3 млн, не зная о ее «трофейном» происхождении». В итоге суд отметил, что Логвиненко не приобрел картину в результате законной или добросовестной сделки и не унаследовал ее.

Полотно Рубенса «Тарквиний и Лукреция» с начала ХХ века висело в картинной галерее дворца Сан-Суси в Потсдаме, ныне входящего в число зданий Фонда прусских дворцов и садов Берлина-Бранденбурга. В 1942 году, как и другие произведения искусства из Сан-Суси, оно было перенесено в замок Райнсберг. После окончания Второй мировой войны картина считалась утраченной. В 2003 году российский бизнесмен Владимир Логвиненко вернул гигантское полотно в публичную сферу, когда предложил его фонду за некую компенсацию, за чем последовали судебные разбирательства. Тогда действительно произведение искусства по запросу немецкой стороны ненадолго было конфисковано у владельца, однако после того, как Генпрокуратура РФ признала приобретение картины законным, она экспонировалась в двух музеях: Эрмитаже, где ее реставрировали, и после — в ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Логвиненко приобрел работу в плохом состоянии, со следами сгибов, без документов, подтверждающих ее подлинность и провенанс. Как стало известно нашему изданию, во второй половине 1990-х годов это полотно долго и активно ходило по Москве среди антикваров и коллекционеров. Оно имело репутацию «копии с Рубенса», не подтвержденной экспертами Центра им. И.Э.Грабаря как подлинник. «Эта вещь хорошо была известна в Москве в те годы, однако никто в нее не верил и не хотел ею заниматься. Я был в доме, где она из-за своего размера была попросту расстелена на полу квартиры и по ней практически ходили ногами. А Логвиненко сумел получить подтверждение ее подлинности у российских экспертов и осуществил ее реставрацию», — сообщил нам один известный частный коллекционер на условиях анонимности.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+