18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Погибающий дом Кайи в американском городе Саванна все же восстановят

После реновации дом Кайи должен вновь стать музеем афроамериканского искусства. Фото: MotorSportMedia/Halston Pitman & Nick Woolever
После реновации дом Кайи должен вновь стать музеем афроамериканского искусства.
Фото: MotorSportMedia/Halston Pitman & Nick Woolever
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Больше полувека назад художница Вирджиния Джексон Кайя превратила свой дом в импровизированный музей афроамериканской визуальной культуры. Теперь решено обветшавшее здание отреставрировать, а проект музея — перезапустить

Муниципальные власти американского города Саванна в штате Джорджия планируют выделить $500 тыс. на реновацию жилого дома, в котором прежде располагался музей афро­американского искусства и культуры. Сейчас здание, известное как дом Кайи, находится в полуразрушенном состоянии.

В 1959 году тогдашняя владелица дома Вирджиния Джексон Кайя, художница и преподавательница, превратила свое жилище в музей. Эклектичная экспозиция включала художественные работы самой Кайи и ее мужа Кальвина, портреты известных людей из числа местных уроженцев, артефакты времен Гражданской войны в США и старинную мебель, в том числе 1700-х годов.

Дом Вирджинии Джексон Кайя. 1960-е гг.   Фото: Сourtesy of Dr. Deborah Johnson-Simon
Дом Вирджинии Джексон Кайя. 1960-е гг.
Фото: Сourtesy of Dr. Deborah Johnson-Simon

Значительная часть предметов мебели принадлежала матери Кайи, бывшей главе балтиморского отделения Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP), чей интерес к коллекционированию вырос из опыта жизни в сегрегированном обществе. В доме матери Кайи в Балтиморе сейчас размещается музей Движения за гражданские права, открывшийся после реконструкции стоимостью $3 млн, средства на которую выделил Государственный университет Моргана.

Интерьер дома Кайи. 1970-е. Фото: Dr. Deborah Johnson-Simon
Интерьер дома Кайи. 1970-е.
Фото: Dr. Deborah Johnson-Simon

После смерти Вирджинии Кайи в 2001 году в возрасте 90 лет ее собственный дом-музей стал предметом затянувшегося на 15 лет судебного процесса по делу о наследстве, в ходе которого здание нельзя было ни продать, ни реновировать. В 2017 году Дебора Джонсон-Саймон, преподавательница Государственного университета Саванны и бывшая коллега Кальвина Кайи, основала группу «Друзья музея Кайи» для распространения информации о художнице и ее доме и запустила сбор средств на установку мемориальной доски. Если носящее имя Кайи здание Колледжа искусств и дизайна Саванны (SCAD) уже полностью отремонтировали, то ее дом-музей годами продолжал разрушаться. Ситуацию усугубляли взимаемые городскими властями налоги на «запущенное состояние».

В апреле 2022 года после долгих переговоров дом приобрел фонд «Историческая Саванна». Он провел замену обваливавшейся крыши, но вскоре сообщил, что намерен передать здание в собственность другой организации. В августе 2023 года муниципалитет Саванны и фонд Galvan выкупили дом за $100 тыс. Фонд выделит средства на продолжение реставрации. Представители мэрии рассказали агентству Associated Press, что после реновации в доме Кайи будет экспонироваться афроамериканское искусство, а также откроются жилые помещения и мастерские для художников.

Сейчас здание, известное как дом Кайи, находится в полуразрушенном состоянии. Фото: MotorSportMedia/Halston Pitman & Nick Woolever
Сейчас здание, известное как дом Кайи, находится в полуразрушенном состоянии.
Фото: MotorSportMedia/Halston Pitman & Nick Woolever

«Когда мы впервые вошли в дом, то увидели дыры в стенах и в полу, но при этом в нем все же чувствовалось присутствие доктора Вирджинии Кайи. И мы поняли, что в этом пространстве по-прежнему есть что-то очень особенное», — сообщил в пресс-релизе мэр Саванны Ван Джонсон. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+