18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Ключи к мрамору: глиняные эскизы Антонио Кановы

Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В хорошо продуманном каталоге выставки, которая проходила недавно в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, представлены и прокомментированы терракотовые статуэтки знаменитого скульптора — сами по себе шедевры

Нередко выставки классического искусства показывают то, что публика уже знает и любит, а не стремятся к оригинальности, к неожиданным интерпретациям. Но тут дело обстоит иначе. Спустя десятилетие с лишним после выставки в Метрополитен-музее «Бернини. Лепка из глины» (2012) недавно прошла выставка «Канова. Эскизы из глины», организованная Национальной художественной галереей в Вашингтоне и Чикагским институтом искусств. И экспозиция, и каталог к ней посвящены терракотовым статуэткам еще одного великого скульптора — Антонио Кановы (1757–1822) из Венеции.

C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке
C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке

Этот художник наиболее известен своими мраморными изваяниями: надгробием на могиле эрцгерцогини Марии-Кристины Австрийской (1805, церковь Святого Августина, Вена), фигурой Полины Бонапарт в образе Победоносной Венеры (1808, Галерея Боргезе, Рим), «Тремя грациями» (1817, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и целым рядом других. Что касается терракотовых произведений Кановы, то большинство из них находится в государственных музеях, преимущественно в Италии.

Многие из этих статуэток экспонировались на выставках последних десятилетий, поэтому они неплохо известны исследователям искусства начала XIX века. Но, сосредоточив внимание на подборке из четырех десятков этих шедевров небольшого формата, кураторы К.Д.Дикерсон и Эмерсон Бойер при научной поддержке Энтони Сигела и Элиз Нельсон смогли преподнести их куда более продуманно и последовательно, чем бывало ранее.

Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Название выставки могло бы звучать и по-другому. Например, так: «Канова. Размышления в глине». В художественной практике скульптора медитация на предмет изображения проходила через импульсивную, почти эмоциональную фазу рисования и моделирования. Это был своего рода поток сознания, только более рациональный. Акт творческой свободы. Опубликованное в каталоге эссе Дикерсона и Бойера «Страсть к глине» представляет собой историко-культурную контекстуализацию этого метода, впервые описанного Хью Хонором в журнале Burlington в 1972 году. В своем анализе авторы совершенствуют тезисы Хонора и даже предлагают новые точки зрения, в основном вдохновленные идеями стилистической и эстетической связи между техникой Кановы при моделировании и техникой воплощения его скульптур.

Вслед за убедительно излагающими свою точку зрения кураторами надо признать, что, оказавшись в Риме, молодой венецианец изменил не только свой стиль, но и подход к практике моделирования. Канова cмог стать Кановой только в Риме, как отмечал великий историк искусства Альвар Гонсалес-Паласиос. Впрочем, я не согласен с мыслью о том, что техника работы художника с мрамором могла быть заимствована из его практики лепки из глины. Я более склонен считать, что все ровно наоборот, как и предполагает Энтони Сигел, чей очень интересный анализ дает нам беспрецедентную характеристику типологий терракоты и лучшее понимание метода работы скульп­тора, а также своего рода карту примет, подсказок и даже отпечатков пальцев. Все это полностью объясняет форму глиняных произведений Антонио Кановы и, безусловно, поможет атрибутировать новые находки в будущем.

Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Заключительное эссе Элиз Нельсон «Заветные дары из глины» кратко, но увлекательно повествует о том, почему Канова наотрез отказывался получать выгоду от своих терракотовых статуэток. Он хранил эти маленькие модели как напоминание о работах из мрамора — или же дарил их в знак уважения избранным коллегам и друзьям. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+