18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ключи к мрамору: глиняные эскизы Антонио Кановы

Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Адам и Ева оплакивают умершего Авеля». 1818–1822. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В хорошо продуманном каталоге выставки, которая проходила недавно в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, представлены и прокомментированы терракотовые статуэтки знаменитого скульптора — сами по себе шедевры

Нередко выставки классического искусства показывают то, что публика уже знает и любит, а не стремятся к оригинальности, к неожиданным интерпретациям. Но тут дело обстоит иначе. Спустя десятилетие с лишним после выставки в Метрополитен-музее «Бернини. Лепка из глины» (2012) недавно прошла выставка «Канова. Эскизы из глины», организованная Национальной художественной галереей в Вашингтоне и Чикагским институтом искусств. И экспозиция, и каталог к ней посвящены терракотовым статуэткам еще одного великого скульптора — Антонио Кановы (1757–1822) из Венеции.

C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке
C.D.Dickerson and Emerson Bowyer. Canova. Sketching in Clay / With contribu- tions by Anthony Sigel and Elyse Nelson / National Gallery of Art, Washington; Art Institute of Chicago. Yale. 280 с.: 190 цв. ил. $65, £50. На английском языке

Этот художник наиболее известен своими мраморными изваяниями: надгробием на могиле эрцгерцогини Марии-Кристины Австрийской (1805, церковь Святого Августина, Вена), фигурой Полины Бонапарт в образе Победоносной Венеры (1808, Галерея Боргезе, Рим), «Тремя грациями» (1817, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и целым рядом других. Что касается терракотовых произведений Кановы, то большинство из них находится в государственных музеях, преимущественно в Италии.

Многие из этих статуэток экспонировались на выставках последних десятилетий, поэтому они неплохо известны исследователям искусства начала XIX века. Но, сосредоточив внимание на подборке из четырех десятков этих шедевров небольшого формата, кураторы К.Д.Дикерсон и Эмерсон Бойер при научной поддержке Энтони Сигела и Элиз Нельсон смогли преподнести их куда более продуманно и последовательно, чем бывало ранее.

Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Голова Медузы». 1797–1800. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Название выставки могло бы звучать и по-другому. Например, так: «Канова. Размышления в глине». В художественной практике скульптора медитация на предмет изображения проходила через импульсивную, почти эмоциональную фазу рисования и моделирования. Это был своего рода поток сознания, только более рациональный. Акт творческой свободы. Опубликованное в каталоге эссе Дикерсона и Бойера «Страсть к глине» представляет собой историко-культурную контекстуализацию этого метода, впервые описанного Хью Хонором в журнале Burlington в 1972 году. В своем анализе авторы совершенствуют тезисы Хонора и даже предлагают новые точки зрения, в основном вдохновленные идеями стилистической и эстетической связи между техникой Кановы при моделировании и техникой воплощения его скульптур.

Вслед за убедительно излагающими свою точку зрения кураторами надо признать, что, оказавшись в Риме, молодой венецианец изменил не только свой стиль, но и подход к практике моделирования. Канова cмог стать Кановой только в Риме, как отмечал великий историк искусства Альвар Гонсалес-Паласиос. Впрочем, я не согласен с мыслью о том, что техника работы художника с мрамором могла быть заимствована из его практики лепки из глины. Я более склонен считать, что все ровно наоборот, как и предполагает Энтони Сигел, чей очень интересный анализ дает нам беспрецедентную характеристику типологий терракоты и лучшее понимание метода работы скульп­тора, а также своего рода карту примет, подсказок и даже отпечатков пальцев. Все это полностью объясняет форму глиняных произведений Антонио Кановы и, безусловно, поможет атрибутировать новые находки в будущем.

Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота. Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno
Антонио Канова. «Сатир и нимфа (Амур и Психея?)». 1786–1787. Терракота.
Фото: Luigi Spina/Museo Gypsotheca Antonio Canova, Possagno

Заключительное эссе Элиз Нельсон «Заветные дары из глины» кратко, но увлекательно повествует о том, почему Канова наотрез отказывался получать выгоду от своих терракотовых статуэток. Он хранил эти маленькие модели как напоминание о работах из мрамора — или же дарил их в знак уважения избранным коллегам и друзьям. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+