18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев

Скифский золотой шлем IV века до н.э. Фото: AP/ТАСС
Скифский золотой шлем IV века до н.э.
Фото: AP/ТАСС

Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины

Музей Алларда Пирсона в Амстердаме сообщил, что передал коллекцию скифского золота из крымских музеев Украине. В прошлом месяце предметы прошли независимую экспертизу и были тщательно упакованы в соответствии с музейными правилами, говорится в пресс-релизе музея.

Речь идет примерно о 500 предметах, которые в 2013 году были предоставлены на амстердамскую выставку «Крым: золото и тайны Черного моря» четырьмя крымскими музеями. Это Керченский историко-культурный заповедник (ныне — часть Восточно-Крымского заповедника), Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский историко-культурный заповедник и «Херсонес Таврический». Также в выставке принимал участие Национальный музей истории Украины, который предоставил 19 предметов, возвращенных в Киев еще в 2014 году.

В прессе эти предметы окрестили «скифским золотом», однако, как уточняют сотрудники крымских музеев, на самом деле это именование условное. Набор предметов более разнороден, так как выставка была посвящена истории Крыма VI века до н.э. — IV века н.э., который в ту эпоху был настоящим перекрестком цивилизаций. Золотые артефакты собственно скифской культуры составляют лишь часть экспонатов, также в выставке участвовали предметы сарматской культуры, греческие и римские вещи.

Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона. Фото: AP/ТАСС
Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона.
Фото: AP/ТАСС

Основой выставки были золотые украшения из скифского Усть-Альминского некрополя (I век до н.э. — III век н.э.), раскопанного в 1996 году в Бахчисарайском районе. В Амстердам тогда же уехали предметы, найденные в том же захоронении: например, китайские лаковые шкатулки — редкое свидетельство контактов скифов с Древним Китаем. Среди других экспонатов, помимо золотых доспехов, оружия и украшений, — скульптура змееногой богини из известняка (знаковая для истории Крыма благодаря упоминанию этого божества у Геродота), керамическая курильница из городища Неаполь Скифский, четыре керамических сосуда в форме баранов сармато-аланского времени, мраморная плита с греческой надписью — декретом в честь херсонесского историка III века до н.э. Сириска. Указанные предметы опубликованы в выпущенном амстердамским музеем каталоге De Krim: goud en geheimen van de Zwarte Zee. Поскольку до Амстердама выставка под другим названием побывала в Бонне, эти предметы также опубликованы в немецком каталоге Die Krim: goldene Insel im Schwarzen Meer.

Изначально контракт предполагал завершение нидерландской экспозиции 28 мая 2014 года, однако в феврале срок выставки был продлен до 31 августа 2014 года. После вхождения Крыма в состав Российской Федерации экспонаты стали предметом многолетнего судебного разбирательства, поскольку Украина предъявила на них претензии как на часть своего музейного фонда. После многочисленных апелляций 9 июня этого года Верховный суд Нидерландов наконец окончательно постановил, что предметы необходимо вернуть Украине, а не крымским музеям.

Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона. Фото: AP/ТАСС
Один из экспонатов выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» из собрания крымских музеев, прошедшей в Археологическом музее Алларда Пирсона.
Фото: AP/ТАСС

Все это время предметы оставались в Музее Алларда Пирсона. Его директор Элс ван дер Плас высказался по поводу хранения и отправки экспонатов: «Это был особый случай, когда культурное наследие стало жертвой геополитических событий. После того как в 2014 году оказалось, что дело будет рассматривать суд, мы сосредоточились на безопасном хранении предметов до тех пор, пока не придет время вернуть их законному владельцу. Мы рады, что появилась ясность и что теперь они возвращены».

Таможенная служба Украины сообщила, что грузовик с 565 предметами общим весом 2694 кг приехал в Киев 26 ноября. Он прибыл на территорию Киево-Печерской лавры, где в Сокровищнице Национального музея истории Украины музейные сотрудники проведут распаковку и идентификацию предметов. Официальное заявление на сайте этого музея гласит, что предметы будут храниться в Киеве временно и будут переданы в соответствующие крымские музеи, если Крым вернется в состав Украины.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+