18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Восстановленный османский хаммам послужит не только гигиене, но и искусству

30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Комплекс Зейрек-Чинили, открывшийся после 13 лет раскопок и реставрации, приобрел двойное назначение: теперь он будет работать и как традиционные турецкие бани, и как площадка для современного искусства

Пройдите по Галатскому мосту через залив Золотой Рог, соединяющему кварталы Каракёй и Фатих, и вы окажетесь у Новой мечети. Здесь берет начало один из самых популярных маршрутов по Стамбулу. Слева на холме располагается квартал Эминёню с коврами, тканями, керамикой и лоточниками Большого базара. Здесь же тянутся бесконечные ряды прилавков Египетского базара, над которыми возвышаются Голубая мечеть и Айя-София. Большинство путешественников выбирают именно этот маршрут. Но справа от Галатского моста внезапно вырастает совсем другой Стамбул — лабиринт узких улочек, по которым проносятся мопеды, в поисках объедков бродят знаменитые уличные коты, а старики в традиционной одежде потягивают сладкий яблочный чай в крохотных кафе. Мясники отгоняют назойливых мух от огромных туш. Торговцы рыбой стоят со своим сверкающим уловом, пойманным этим утром в Мраморном море. Разнообразные товары продаются с ковров, разложенных прямо на тротуаре.

Комплекс Зейрек-Чинили после реставрации. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили после реставрации.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Это квартал Зейрек — чуть менее парадный, чуть менее гостеприимный и гораздо менее популярный среди туристов. Зато история Стамбула видна здесь во всем ее великолепии. Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории.

Теперь число гостей на улицах Зейрека может вырасти, поскольку 30 сентября для публики открылся хаммам XVI века Зейрек-Чинили, а с марта 2024 года он опять начнет функционировать как традиционные турецкие бани.

Квартал Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Квартал Зейрек включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и в его архитектуре отчетливо прочитываются все эпохи городской истории.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Его восстановление длилось 13 лет. Отчасти это была реставрация, отчасти — настоящие археологические раскопки. До того здание было заброшено и находилось в полуразрушенном состоянии, а бывший владелец, судя по всему, ничего не знал о его истории.

В 2010 году здание приобрела турецкая Marmara Group, владеющая сетью отелей и причастная также арт-бизнесу. Совладелец компании Али Гюрели — основатель международной ярмарки современного искусства Istanbul Contemporary. Его дочь Коза Гюрели Ягзан взялась за руководство работами в хаммаме. «Это был ужас, — вспоминает она. — Штукатурка была покрыта зеленой плесенью, влажность была такая, что со стен капало, и мы начали копать, копать, копать».

Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Комплекс Зейрек-Чинили до реставрации.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Раскопки выявили, что у хаммама богатое прошлое. «Когда мы покупали его, нам ничего не было известно о его истории, — рассказывает Гюрели Ягзан. — Начав раскопки, мы находили все новые и новые артефакты османского, византийского, римского периодов, зачастую даже не связанные с хаммамом».

Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном (1488–1588) в 1530-е годы, в период расцвета империи, по заказу великого адмирала османского флота Хайреддин-паши, известного как Барбаросса.

Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном в 1530-е годы, в период расцвета империи. Фото: Zeyrek Çinili Hamam
Здание было построено главным османским архитектором Мимаром Синаном в 1530-е годы, в период расцвета империи.
Фото: Zeyrek Çinili Hamam

Снимая слои отсыревшей штукатурки, команда археологов и реставраторов обнаружила фрагменты сияющих бирюзовых изразцов — в общей сложности около 3 тыс. осколков. «Чинили» переводится с турецкого как «облицованный плитками». «Пока мы не нашли изразцы, — говорит Гюрели Ягзан, — мы не могли понять, почему хаммам так называется». Выяснилось, что это один из самых ранних образцов общественного пространства, украшенных столь изысканным декором. В Османской империи такую замысловатую работу можно было встретить лишь во дворцах.

Сохранившиеся изразцы сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе.  Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Сохранившиеся изразцы сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Реставраторы расчистили и восстановили сохранившиеся изразцы, теперь они сверкают в лучах света, проникающих сквозь окна в форме полумесяцев в куполе. Но это лишь малая их часть. Исследование показало, что внутренние стены здания украшало более 10 тыс. изразцов с 37 уникальными узорами, пока в XIX веке парижский торговец антиквариатом Людовик Люпти не приобрел их, демонтировал со стен и перепродал в частные европейские коллекции. Сегодня эти изразцы можно встретить в Лувре, Музее Виктории и Альберта и Британском музее. Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.

Обнаружились и другие оригинальные декоративные элементы, в том числе росписи XVIII—XIX веков, которые также были скрыты под слоем штукатурки. «Росписи добавили, чтобы стены не казались пустыми после снятия изразцов, — рассказывает Коза Гюрели Ягзан. — Мы нашли их под четырьмя слоями штукатурки, и все они относятся к разным периодам».

Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.  Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
Было решено не восстанавливать утраченное и облицевать «мокрые зоны» хаммама светло-серым мрамором.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

В ходе раскопок также выяснилось, что под землей (туда теперь спускаются на лифте) находится цистерна византийского времени, соединявшаяся с хаммамом разветвленной системой желобов. На стенах цистерны можно разглядеть призрачные изображения кораблей — их могли нацарапать рабы, привезенные сюда для строительства.

При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах. В частности, представлена обширная историческая коллекция деревянных сандалий, которые полагалось надевать в хаммаме; высота некоторых туфель, похожих на котурны, достигает 20 см.

При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах. Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam
При хаммаме создан компактный, но высокотехнологичный музей, где показывают найденные во время раскопок фрагменты изразцов, а также рассказывают об устройстве бань, о ритуале омовения и его главных действующих лицах.
Фото: Murat Germen/Zeyrek Çinili Hamam

Хаммам планируется использовать по прямому назначению, но в честь открытия там была устроена выставка «Лечащие руины» с работами 22 художников (до 5 ноября). В дальнейшем выставки будут проводиться в цистерне под землей. «Выставка посвящена разным слоям, обнаруженным в этом пространстве, — поясняет Гюрели Ягзан. — Никто не знал о них, а теперь это будет современное пространство».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+