18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Крепость Орешек в свете совокупных знаний о ней

Вид на Крепость Орешек. Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
Вид на Крепость Орешек.
Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Вышел из печати первый исторический путеводитель по крепости Орешек, больше известной под именем Шлиссельбургской. За 700 лет ее истории здесь многое происходило, и целый ряд материальных объектов был этому свидетелем

Издание это приурочено к 700-летию крепости, одной из старейших на Северо-Западе России. В книге две основные части: подробный хронологический очерк и обзор архитектурно-исторических объектов, сохранившихся на одноименном острове у истока Невы. Авторы-составители путеводителя сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Дьякова и Сергей Орлов предлагают читателям рассказ о строительстве Орешка в XIV–XVIII веках, его военной истории, тюремном периоде крепости, об обороне острова в годы Великой Отечественной войны и музейном этапе его жизни.

Как рассказала нашему изданию Юлия Дьякова, старший научный сотрудник филиала «Крепость Орешек», все иллюстрации в издании подробно аннотированы. «Здесь много планов, чертежей, рисунков, гравюр, фотографий. Большая их часть — из фондов нашего музея, но многое мы получили из архивов и библиотек не только нашей страны, но и в том числе из Национального архива Швеции. Некоторые изображения публикуются впервые. Например, чертежи башен к проектам реконструкции, а также рисунки известного петербургского архитектора Бориса Костыгова».

«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.
«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.

Исторический очерк разбит на главы по основным периодам, начиная с первого упоминания об Орешке в 1323 году в связи с подписанием между Новгородом и Швецией мирного договора, названного Ореховецким миром. Рассказано здесь и о взятии крепости в 1612 году шведами, и о возвращении ее под власть России в ходе Северной войны, и о переименовании в Шлиссельбург (в переводе с немецкого — «ключ-город»). Отдельная глава посвящена узникам знаменитой каторжной тюрьмы, главным образом политической: Марии Алексеевне, сестре Петра I, его вдове Евдокии Лопухиной, царевичу Иоанну VI, декабристам, анархистам, народовольцам, многих из которых там же и казнили, как, например, Александра Ульянова, брата будущего вождя мирового пролетариата. Одна из глав повествует об обороне крепости в ходе Великой Отечественной: на протяжении 500 дней небольшой гарнизон не позволял противнику замкнуть в этом месте кольцо блокады.

Вторая часть путеводителя рассказывает об архитектурно-исторических памятниках Орешка-Шлиссельбурга. На территории крепости сохранились постройки XIV–XX веков, она включена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В 1970-е годы на острове проводились основательные археологические раскопки — их результаты здесь тоже подробно описаны. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+