18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Сандуновские бани эволюционируют уже третье столетие

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Завершилась реставрация двух исторических залов в здании близ Неглинной улицы, что стало очередным этапом эпопеи по приведению в порядок легендарного банного комплекса. Обновленный вход в высшие разряды, мужской и женский, поражает многоцветьем

Сандуновские бани были построены в Москве в начале XIX века актером императорского театра Силой Сандуновым (1756–1820). Государыня Екатерина Великая одарила его бриллиантами на свадьбу, и он, продав драгоценности, инвестировал деньги в недвижимость. Как писал Владимир Гиляровский, здесь был услужливый персонал, «раздевальные» комнаты с зеркалами и мягкими диванами, что способствовало невероятной популярности заведения. В 1890-е годы тогдашние владельцы, супруги Вера Фирсанова и Николай Ганецкий, расширили и модернизировали бани, превратив их в пышный эклектичный дворец. Авторами проекта выступили архитекторы Борис Фрейденберг и Сергей Калугин при участии Владимира Чагина.

Сегодня в доходном доме Фирсановой на первой линии Неглинной улицы располагается банк, а в зданиях в глубине квартала по-прежнему работают бани. У Сандунов, как их до сих пор именуют, есть несколько отделений (два высших мужских, одно высшее женское и другие) и несколько входов. Все эти помещения, одно за другим, постепенно реставрируются.

В 2017–2018 годах холл высшего мужского разряда привели в порядок реставраторы Александр Романов, Олег Обаль и их команда — компания «Реставраторъ». На счету этих опытных специалистов, выпускников Российской академии живописи, ваяния и зодчества — работы в Московском Кремле и в Успенском соборе на Городке в Звенигороде, объекты в Великом Новгороде, Пскове, Твери. С максимальной ответственностью «Реставраторъ» подошел и к Сандунам.

Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом. Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Яркость колоритов в декоре, использованных для многих стала сюрпризом.
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

Начали с холла, выполненного в стиле историзм. Были расчищены и обработаны антигрибковыми препаратами стены, максимально бережно восстановлена и покрыта позолотой сложнейшая лепнина; в плафоне нашли и закрепили фрагменты альфрейной живописи. Вернули прежнюю красоту мраморным колоннам с прихотливыми капителями, сильно поновленным цементом в советское время.

«Реставраторъ» также воссоздал исторический вид кассы и кованые вывески на фасаде. Работа велась в течение восьми месяцев. Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы, как говорит Александр Романов, «не терять зрительную связь с оригиналом». Планировалось, что работы будут продолжены, но вскоре началась пандемия коронавируса, а в 2021-м Сандуны перешли к новому владельцу, и тот пригласил других исполнителей — зарегистрированную в 2019 году компанию ООО «РСК Артифекс». Уже через два месяца после регистрации она получила лицензию на «деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В сентябре 2023 года общественности был представлен обновленный вход в первый мужской и высший женский разряды. В отличие от предыдущего холла, этот выполнен в неоклассических формах, и основная сложность заключалась в правильном выборе цвета.

Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом». Фото: Департамента культурного наследия города Москвы
Резные элементы декора изготавливались на месте, чтобы «не терять зрительную связь с оригиналом».
Фото: Департамента культурного наследия города Москвы

По словам архитектора Татьяны Борисовой, занимавшейся надзором за выполнением реставрационных работ, даже по черно-белым дореволюционным фотографиям было ясно, что первоначально интерьер имел насыщенный контрастный цвет, но за XX век колорит сильно посветлел. «Перила ведущей на второй этаж лестницы были темно-коричневыми, — поясняет она, — а стены — пастельно-зефирными, что создавало диссонанс». В результате, сняв 12 слоев краски, реставраторы обнаружили ярчайшие колера: охру, синий, зеленый, помпейский красный, брусничный, ультрамариновый. «Не надо забывать, — говорит Татьяна Борисова, — что и античная архитектура (а мы привыкли, что она белая) изначально была цветной, раскрашенной».

Интерьер получился, скорее, постмодернистским — с разноцветными кессонами на потолке, с классическими по пропорциям колоннами, чьи базы и капители обрели зеленый цвет. На одну из стен холла добавили изображение трех обнаженных граций якобы в духе Помпей и Геркуланума; еще четыре новодельные нимфы укрылись на стене мужского помывочного зала. «Это не реставрация, но приспособление, — говорит Татьяна Борисова. — И нимфы на охристом фоне хорошо встали. Они в интерьер вжились и не выглядят инородными».  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+