18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин

Лондонские головные уборы. Иллюстрация из женского журнала «Моды Лондона и Парижа». 1800. Фото: Yale
Лондонские головные уборы. Иллюстрация из женского журнала «Моды Лондона и Парижа». 1800.
Фото: Yale
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века

Если вы отчетливо помните, что носит тот или иной персонаж романа Джейн Остин (1775–1817), включая мокрую рубашку мистера Дарси, то почти наверняка это ложное воспоминание, почерпнутое из фильма или телесериала. Писательница редко останавливала внимание читателей на деталях костюмов, хотя одежда очень важна как индикатор статуса и характера ее героев, особенно тех, кто пытается произвести впечатление людей более состоятельных, чем на самом деле.

Внешний вид персонажей Остин в своих книгах скорее подразумевает, чем описывает. В «Гордости и предубеждении» тетя Элизабет Беннетт миссис Гардинер «элегантна», несмотря на то, что замужем за человеком, живущим «с видом на собственные склады», то есть торговцем, а не праздным дворянином. И при этом вы знаете, что она выглядит в меру респектабельно. Разительный контраст — когда мистер Коллинз уверяет Элизабет, что ей не следует паниковать перед визитом к леди Кэтрин де Бёр, поскольку «леди Кэтрин не будет думать о вас плохо из-за простого одеяния. Ей нравится, когда соблюдают классовые различия». И вы понимаете, что, хотя один из них — англиканский священник, а другая — аристократка, но, в отличие от Элизабет, воспитаны они не так уж хорошо.

Рассказы об одежде и аксессуарах сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице. Фото: Yale
Рассказы об одежде и аксессуарах сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице.
Фото: Yale

В мире, где фартинги и полпенни действительно имеют значение, должное, но не чрезмерное внимание к одежде считается похвальным. Знаменитый отрывок из «Нортенгерского аббатства» проливает свет на характер мистера Тилни, который изображен остроумным и симпатичным человеком, несмотря на то, что он младший сын в семье и представитель духовенства. Когда его спрашивают, действительно ли он осведомлен о муслине, он отвечает: «Весьма; я всегда покупаю себе галстуки и могу выступить отличным экспертом в этом вопросе; моя сестра часто доверяла мне выбор платья. На днях я купил для нее один экземпляр, и каждая увидевшая его дама назвала это потрясающе выгодной покупкой. Я отдал за него всего пять шиллингов — за ярд настоящего индийского муслина». И «миссис Аллен была совершенно поражена его гениальностью».

Цена муслина и батиста, согревающей фланели или траурного бомбазина подробно обсуждается историком моды Хилари Дэвидсон в очаровательной книге «Гардероб Джейн Остин». Автор исследует, что носила писательница в реальной жизни, основываясь на переписке, которую та вела со своей сестрой Кассандрой всякий раз, когда они оказывались в разлуке. К огорчению биографов, сведения из этого источника далеко не так полны, как могли бы быть: перед своей смертью в 1845 году Кассандра уничтожила сотни, а возможно, и тысячи писем сестры.

Hilary Davidson. Jane Austen’s Wardrobe. Yale. 240 с.: 200 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке
Hilary Davidson. Jane Austen’s Wardrobe. Yale. 240 с.: 200 цв. и ч/б ил. £25. На английском языке

Та же Кассандра была автором двух изображений Джейн — единственных, которые можно считать абсолютно достоверными: речь о фигуре в синем, вид сзади, и милом дилетантском портрете молодой особы в платье с высокой талией. Хилари Дэвидсон профессиональным глазом подмечает, что застежка на спине у первого из платьев была в 1804 году ультрамодной и что на приукрашенной версии более позднего портрета, который в конечном итоге оказался на английских десятифунтовых банкнотах, детали рукавов не соответствуют своему времени.

В переписке сестры обсуждают многое: как освежить шляпки с помощью новой ленты, разумный коричневый цвет для утренних дел, изящные белые муслиновые платья для летних каникул, смелые новые модели из журналов мод, которые, возможно, могли бы скопировать деревенские портнихи.

Рассказы об одежде и аксессуарах — от бальных платьев до носовых платков, украшений и шелковых шляпок, декорированных искусственными ренклодами, — сопровождают в книге роскошные иллюстрации и фотографии сохранившихся подлинников из музейных коллекций, в том числе предметов, принадлежавших самой писательнице.

Возможно, это издание не самое существенное дополнение к списку трудов о ней, но книга станет приятной спутницей в дождливый полдень, и поклонники Джейн, готовые завязать ленточки на шляпах для променада по улицам Чоутона или Бата, наверняка будут довольны. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+