18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ювелирная преемственность

Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история». Фото: Posié
Украшение-трансформер «Золотое яичко» на выставке «Записки ювелира. Бриллиантовая история».
Фото: Posié
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

В Государственном историческом музее проходит выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», которая продолжает серию экспозиций, демонстрирующих творческую связь мастеров прошлого и современности

В Государственном историческом музее развернулась грандиозная выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», рассказывающая историю преемственности в российском ювелирном искусстве. Это первая экспозиция, организованная в сотрудничестве с новым социально-культурным проектом Posié алмазодобывающей компании «Алроса». Совместная инициатива стала продолжением серии выставок Исторического музея, демонстрирующих творческую связь мастеров ушедших эпох и современности, главная задача которой — познакомить публику с драгоценными шедеврами, созданными в XVIII веке для российских императриц, а также представить произведения современных мастеров, вдохновлявшихся великим наследием русской культуры.

Автором сценографии и художественной концепции выставки выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. Основу экспозиции составляют арт-инсталляции, которые ведут посетителей от фольклорной старины к величественному барочному классицизму — через анфиладу дворцовых залов, чередуя эпохи и стили, современные ювелирные фантазии и подлинные артефакты из музейных коллекций.

Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ. Фото: Posié
Пространство со старинным бюро из коллекции ГИМ.
Фото: Posié

Попадая в пространство выставки, посетитель оказывается в сказочной библиотеке, центром которой стало старинное бюро из коллекции ГИМ, откуда на публику выпадает вихрь из листов бумаги — будто парящие в воздухе записки ювелира. Библиотека делит выставку на бальную залу и пространство коллекции «Волшебные сказки».

Бальная зала представляет собой инсталляцию, отсылающую к гигантскому коронационному платью императрицы. Здесь, словно за занавесом, можно увидеть ювелирные произведения Posié из коллекции «Пируэт», которые выставлены в окружении предметов из собрания Государственного Эрмитажа — шкатулок и табакерок из личного обихода императриц.

Рядом с гигантским кринолином расположилась конструкция из старинных ларцов и сундуков, дополняют которую экраны с видео о создании украшений Posié.

Инсталляция из старинных ларцов и сундуков. Фото: Posié
Инсталляция из старинных ларцов и сундуков.
Фото: Posié

В одном из залов на механическом пианино с раскладкой роскошных драгоценностей будто музицирует невидимая фигура. В коронационном зале, как и положено, есть альков с репликой Большой императорской короны, созданной мастерами «Алроса» к 250-летнему юбилею главной монаршей регалии и 400-летию дома Романовых в 2012 году по заказу Гохрана России. Оригинал, который хранится неподалеку — в Алмазном фонде Оружейной палаты Московского Кремля, был изготовлен при участии ювелира Иеремии Позье (фамилия которого созвучна названию нового проекта «Алроса») для торжественной церемонии коронации и восхождения на престол Екатерины II в 1762 году.

В святая святых — императорском будуаре — можно увидеть старинный веер «Апофеоз Екатерины Великой» из собрания Эрмитажа, компанию которому составляют драгоценные экспонаты из коллекций Posié «Веера».

Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié. Фото: Posié
Механическое пианино, которое выступило своеобразной витриной для ювелирных украшений Posié.
Фото: Posié

«На протяжении прогулки по бальной зале в арках виднеются фрагменты инсталляций коллекции высокого ювелирного искусства „Волшебные сказки“, где сами украшения становятся героями иммерсионного спектакля», — объясняет Василий Бархатов.

По его замыслу, из императорских залов гости попадают на маковое поле, где среди цветов виднеются под миниатюрным стеклянным куполом два кольца «Маковая росинка». Затем зрители оказываются в таинственном темном лесу. Здесь в витрине спрятана у всех на виду изящная и немного мистическая тиара «Шапка-невидимка». Отсюда ведут два пути. Первый — к инсталляции с кольцом «Живая вода» с гипнотическим акустическим фоном, откуда хорошо видна следующая инсталляция — гигантский белый колокол, похожий на половинку яичной скорлупы, под которым спряталось украшение-трансформер «Золотое яичко».

Кинетическая инсталляция с наковальней и  браслетом «Стрела царевны». Фото: Posié
Кинетическая инсталляция с наковальней и браслетом «Стрела царевны».
Фото: Posié

Второй путь — по круглому лабиринту с кольцом «Яблочко на тарелочке», который ведет в зал кузни, где посреди кинетической инсталляции на наковальне ждет браслет «Стрела царевны».

Завершается это путешествие по сказочным далям поистине волшебным залом, где теряется ощущение реальности и пространства: бесконечное звездное небо будто опускается сверху, чтобы окутать сундук с колье «Аленький цветочек».

Прочувствовать весь замысел и насладиться ювелирными шедеврами прошлого и настоящего можно в главном здании Исторического музея до 15 января 2024 года. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+