18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Европа наконец открывает для себя Нико Пиросмани?

Нико Пиросмани. «Женщина с кружкой пива».  Музей искусств имени Шалвы Амиранашвили. Фото: Infinitart Foundation
Нико Пиросмани. «Женщина с кружкой пива». Музей искусств имени Шалвы Амиранашвили.
Фото: Infinitart Foundation

Даже удивительно, что для западноевропейского зрителя имя Пиросмани нуждается в дополнительных разъяснениях, а экспозицию в пригороде Базеля на местных сайтах называют «знакомством с творчеством художника»

Впрочем, удивляться не приходится: действительно, таких представительных международных выставок Пиросмани еще не было. В числе 46 произведений, в основном предоставленных Национальным музеем искусств Грузии в Тбилиси, такие шедевры, как «Рыбак в красной рубашке», «Женщина с кружкой пива», «Медведь в лунную ночь», «Жираф». Организаторы сравнивают Нико Пиросмани, для ясности, с Винсентом ван Гогом, Анри Руссо и Марком Шагалом. У художницы Теи Джорджадзе, помогавшей куратору выставки Даниелю Бауману, другое мнение: «Критики часто помещают творчество Пиросмани в модернистский контекст, называя его имя в одном ряду с Сезанном и Матиссом… Я считаю, что его искусство сочетает в себе традиции византийских и грузинских фресок, персидской и канонической грузинской живописи. Но при этом он, как самоучка, обладал собственной внутренней чистотой».

Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера. Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler
Выставка «Нико Пиросмани» в Фонде Бейелера.
Фото: Fondation Beyeler

В числе мероприятий, сопровождающих выставку, — лекция искусствоведа Нино Чогошвили о грузинском искусстве рубежа XIX–XX веков и показ документального фильма «Буба» (1930) первой в Грузии женщины-кинорежиссера Нуцы Гогоберидзе.

Фонд Бейелера
«Нико Пиросмани»
До 28 января

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+