18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Каким быть прекрасному антропологическому музею будущего

Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа). Фото: Pitt Rivers Museum
Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа).
Фото: Pitt Rivers Museum
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Обзор Адама Купера посвящен сегодняшнему состоянию и грядущим перспективам тех коллекций, основа которых была заложена еще в эпоху колониализма. Один из путей их развития автор усматривает в создании глобальной сети «космополитических музеев»

Как утверждал философ Франц Фанон в труде «Несчастные земли» (1961), «деколонизация всегда носит насильственный характер». Вот и Адам Купер, известный антрополог, ныне профессор Лондонской школы экономики, в новой книге «Музей других людей: от колониальных приобретений к космополитическим выставкам» рассматривает один из аспектов этого глобального конфликта — взлет и падение антропологического, или этнографического, музея (эти термины давно стали предметом споров) в Западной Европе и обеих Америках.

Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке
Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке

Многие коллекции такого рода тесно связаны с западным империалистическим проектом, запятнаны мнимой расовой наукой и нередко пропитаны кровью. Стоит надеяться, что в дальнейшем серьезная государственная поддержка коллекций, посвященных «другим людям», поможет укрепить сложную национальную идентичность. Но она может превратиться и в клетку, из которой не выбраться. Купер придерживается прагматичного курса в этих опасных водах, часто вооружаясь контраргументами или мнением меньшинства.

В ходе рассказа о нескольких учреждениях и выставках, а также о противоречивых идеях, которые их сформировали, Купер предлагает, в частности, две точки зрения на Музей Питта-Риверса в Оксфорде, ставший примером деколонизации. Во-первых, на парадигму музея как империалистического мешка с сокровищами, сформированного вкусами одного человека. А во-вторых, на музей не слишком продвинутый («музей, которому место в музее»), но с неоспоримой хаотичной энергией.

Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса  в Оксфорде, одного из «главных героев» книги. Фото: Pitt Rivers Museum
Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса в Оксфорде, одного из «главных героев» книги.
Фото: Pitt Rivers Museum

Сначала кураторы Музея Питта-Риверса подготовили карту с цветовой маркировкой, предупреждающей посетителей о том, что те или иные экспонаты могут оказаться «триггерами» для них. И действительно, в одном из музейных разделов — «Как обходились с мертвыми врагами» — экспонировались сморщенные и обглоданные головы, созданные народностями хиваро в Южной Америке. Позднее, в 2020 году, головы были изъяты из экспозиции, несмотря на их популярность у посетителей и вялый интерес представителей хиваро к их возвращению. Купер сообщает, что ему не разрешили использовать изображения голов в его монографии.

Заключительные пассажи книги автор посвящает светлому будущему, в котором сеть «космополитических музеев» свободно обменивается своими экспонатами и массивами данных. Идея эта не лишена привлекательности, хотя несколько скучна. На самом деле деколонизированная, но по-прежнему пестрая экспозиция в стиле Музея Питта-Риверса, безусловно, возможна и даже легко достижима. Это было бы отчасти вопросом ужесточения языка этикетажа, а отчасти — проявления такой же антропологической любознательности и к тем народам, которые первопроходцы XIX века именовали цивилизованными.  

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+