18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Нептун и Флора из сада Строгановского дворца перебрались под крышу

Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Фото: Государственный Русский музей
Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца.
Фото: Государственный Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Специалисты Русского музея отреставрировали скульптуры, до недавнего времени стоявшие во внутреннем дворе этого величественного здания на Невском. Они сохранились лучше, чем изваяния из Летнего сада, но тоже нуждались в срочных мерах по спасению

Две мраморные фигуры, две мраморные вазы на таких же основаниях и маскарон (декоративный рельеф в виде маски) из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Реставрация проходила при поддержке компании «Россети Ленэнерго» в рамках большого проекта по восстановлению сада дворца Строгановых.

Почти год специалисты Государственного Русского музея возвращали фигурам Нептуна и Флоры, а также вазам и массивному маскарону надлежащий вид. По мнению мастеров, эти работы необходимо было проделать как можно быстрее, поскольку состояние произведений представлялось крайне тяжелым.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений. Фото: Государственный Русский музей
В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений.
Фото: Государственный Русский музей

«Если говорить о степени разрушения камня, то эти предметы сохранились примерно на таком же уровне, как скульптура Летнего сада, которую пришлось буквально спасать, — говорит Анна Казанова, художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Хотя скульптуре из сада пришлось тяжелее: он был открыт для посетителей с конца XVIII века, люди нередко трогали фигуры, ломали детали. К тому же большая часть скульп­туры Летнего сада меньше размером, у фигур там много мелких деталей, которые быстрее съедает грибок».

Скульптурам из Строгановского дворца в этом смысле повезло больше: до 1908 года они находились на даче Строгановых, куда был закрыт доступ посторонним. Потом владелец отказался от дачи, и изваяния перенесли в закрытый двор Строгановского дворца на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Но на серьезную степень разрушения камня повлияло не только место их расположения, но и другие факторы.

«Фигура Флоры находилась в тяжелом состоянии еще и потому, что ее вырезали из куска мрамора со значительным включением перита (редкого минерала. — TANR), отчего вся фигура пронизана прожилками ржавого цвета, — рассказал Алексей Баруздин, заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Перит разрушал камень изнутри, а снаружи мрамор разъедал липовый сок с деревьев, под которыми стояла скульптура уже во дворе в центре Петербурга».

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада. Фото: Государственный Русский музей
Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада: неизвестный итальянский мастер выполнил ее в конце XVII века. Фигура Флоры моложе: это копия античной Флоры Фарнезской, созданная в XVIII столетии. Происхождение маскарона и ваз неизвестно. Как считают специалисты, эти предметы созданы в XIX веке. Маскарон может быть фрагментом моста на даче Строгановых.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений, обеззараживали камень, пострадавший от грибка. Кроме того, удалены старые реставрационные доделки, восполнены утраченные фрагменты и мелкие повреждения. Сейчас изваяния законсервированы и будут доступны для посетителей в закрытом помещении дворцового вестибюля. Вопрос о создании копий и их установке во внутреннем саду дворца пока не обсуждался. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+