18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики

Николай Рерих. «Канченджунга». 1936. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Канченджунга». 1936.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Все знают и почти все любят сине-фиолетовые горные пейзажи, созданные Рерихом в связи с поисками Шамбалы. Большая выставка представит не только их, но и ранние произведения художника, посвященные истории, и работы Николая Константиновича в театре

Если рассматривать наследие Николая Рериха (1874–1947) в контексте русского искусства рубежа XIX–XX веков, то он наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Михаилом Врубелем, Кузьмой Петровым-Водкиным и другими относится к представителям символизма. При этом интересы Николая Константиновича никогда не ограничивались только лишь изобразительным искусством. Имея, помимо художественного образования, еще и диплом юриста, он был археологом, путешественником, писателем, совместно с женой Еленой практиковал спиритизм.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

После революции Рерих уехал из России, жил в Финляндии, Великобритании, США и последние десятилетия — в Индии. Он совершил несколько легендарных путешествий в Центральную Азию. Его выдвигали на Нобелевскую премию. Наконец, он инициировал первый международный документ по защите культурного наследия — так называемый Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Белом доме 20 странами Панамериканского союза.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Третьяковская галерея сосредоточилась преимущественно на дореволюционном периоде творчества художника (хотя есть на выставке и более поздние работы), по возможности оставив за скобками мистику. Цель выставки — показать Рериха не только как мастера сине-фиолетовых горных пейзажей, но и как разностороннего творца. Для этого собрали свыше 140 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, костюмы, книги — из 18 музеев и одного архива, в том числе из Национальной галереи Армении, что придает проекту международный статус. Куратор выставки — Владимир Никишин.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» (1897) — дипломная работа, приобретенная Павлом Третьяковым. В названии использована строка из «Повести временных лет», но на самой картине ничто об усобицах не напоминает. Темной ночью по реке плывут двое; этнографический интерес представляет их одежда, а также вырубленная из цельного бревна лодка. В гимназические годы Рерих участвовал в археологических раскопках в окрестностях Петербурга, и воспоминания об этом вдохновили его на создание картины.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Продолжая тему полотна-эпиграфа, первый раздел представляет работы, посвященные древнерусской истории и зодчеству. Сюда вошли 90 архитектурных этюдов, созданных Рерихом в начале XX века во время путешествий по русским городам. Сергей Маковский писал: «До Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры». Позднее серию продали за границу, а в середине 1970-х часть ее была подарена Музею народов Востока в Москве.

Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. Заморские гости. 1901.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В этом же разделе представлены эскизы к росписям и мозаикам для церквей. В 1900-е Рерих сделал иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми. Это многочастное произведение прислала на выставку Пермская художественная галерея. Самый же свой знаменитый церковный проект — оформление храма Святого Духа в Талашкине — Рерих выполнил по заказу княгини Марии Тенишевой. На выставке проект представлен тремя уникальными эскизами.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Второй раздел экспозиции включает работы, написанные в 1920–1930-е годы, в том числе в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928). Нижегородский художественный музей предоставил серию картин «Майтрейя» (1925). Согласно дальневосточному буддизму, бодхисатва Майтрейя — будда грядущей эпохи процветания. Рерих мечтал о наступлении «счастливой эры Майтрейи». Посетив Москву в 1926-м, художник передал картины из этой серии Анатолию Луначарскому в качестве подарка советскому правительству, вкладывая в дар символический смысл, который не был понят. От наркома просвещения полотна перешли к Максиму Горькому, украшали столовую в его доме и в конце концов оказались в музее.

Николай Рерих. «Гуга Чохан». 1931. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Гуга Чохан». 1931.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В 1908 году Сергей Дягилев пригласил художника сделать декорации к операм «Князь Игорь» Александра Бородина и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова. В 1909-м «Половецкие пляски», балетный фрагмент из «Князя Игоря», были показаны в театре «Шатле» в Париже. Сенсация нынешней выставки — панорамная декорация «Половецкий стан», выполненная по эскизу Рериха (эскиз тоже хранится в ГТГ) и переведенная в масштаб художником Борисом Анисфельдом. Размеры полотна 10 на 23 м, это одно из самых крупноформатных произведений, хранящихся в музее. Третьяковка приобрела его в 2020 году и уже успела частично отреставрировать при поддержке генерального спонсора выставки банка ВТБ. В работе приняли участие более 20 специалистов.

Николай Рерих. «Половецкий стан». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Половецкий стан». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К выставке вышел очередной выпуск «Музыкального измерения» — совместного проекта Третьяковской галереи, musicAeterna и банка ВТБ. Теодор Курентзис, Алексей Ретинский и другие резиденты музыкального коллектива подобрали композиции, позволяющие погрузиться в контекст эпохи и творчества художника. Послушать музыку можно на специальном лендинге.

Новая Третьяковка
«Николай Рерих»
10 октября – 10 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+