18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пермская художественная галерея празднует юбилей в Москве

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковке адресована в первую очередь тем, кто до сих пор по какой-то причине не добрался до Перми. На ней представлены шедевры из одного из лучших региональных музеев страны

Люди празднуют дни рождения, собирая у себя гостей и принимая подарки. Музеи любят поступать иначе — сами выезжают в гости, чтобы подарить незабываемые встречи со своими экспонатами. Вот и Пермская художественная галерея приехала в галерею Третьяковскую с выставкой, посвященной своему 100-летию. (Строго говоря, оно состоялось в 2022-м, но на текущий год приходится еще и 300-летие Перми, по- этому два события галерея празднует в связке.)

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На самом деле проект связан с более важными событиями, происходящими в Пермской художественной галерее. Наконец-то многолетняя грозовая ситуация, нависавшая над главным зданием музея — бывшим Спасо-Преображенским кафедральным собором, подошла к развязке. Галерея окончательно выезжает из храма, который передается Русской православной церкви. В начале октября в нем начнут закрывать постоянные экспозиции, затем закроются временные, после чего экспонаты будут перемещены во временное фондохранилище. В итоге музей должен переехать в новое здание на территории бывшего Пермского мотовозоремонтного завода имени А.А.Шпагина, которое планируют ввести в эксплуатацию уже в 2024 году.

Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Клюн. «Супрематическая композиция». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В связи с этим неизбежным нарушением покоя экспонатов Пермская галерея стала щедрее на предоставление их на выставки. Так, в начале года в Нижнем Новгороде прошел прекрасный проект «Пермские боги», показавший легендарную деревянную скульптуру, а в августе там же завершилась выставка живописи «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала». Выставку скульптуры «Спасенные боги» показали в Екатеринбурге. Обещают еще какие-то выездные проекты.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Все это объясняет, почему выставка, открывшаяся в Москве, такая небольшая — это визитная карточка, завлекательная приманка, которая призвана заманить нас в обновленный музей после его открытия. Ведь Пермская галерея по количеству экспонатов (более 50 тыс.) и их качеству — один из богатейших региональных музеев. И в новом здании, площадь которого составит свыше 20 тыс. кв. м — в семь раз больше площади собора, эта экспозиция сможет развернуться как следует.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К золотому юбилею уральский музей привез в Новую Третьяковку золотой фонд своей коллекции — восемь десятков произведений, от икон до авангарда, как подсказывает название выставки. Самые ранние экспонаты — памятники лицевого шитья и иконописи XVII века, восходящие к расцвету династии Строгановых. Также представлены главные специалитеты Пермской художественной галереи — памятники деревянной скульптуры и выдающиеся образцы русской живописи первой трети ХХ века — полотна Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Кузьмы Петрова-Водкина, Роберта Фалька и других мастеров.

Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Стахановцы». 1937. Эскиз панно.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Первая часть выставки — это несколько икон и около десяти предметов церковного шитья, связанных с меценатством купцов и промышленников Строгановых. Вторая часть — бесспорный хит, эталонная пермская деревянная скульптура: четыре рыдающих «Христа в темнице» и множество ангелов с рипидами (опахалами), орудиями Страстей Христовых и прочими атрибутами.

Наконец, самый крупный раздел выставки — живопись первой половины ХХ века. Помимо громких имен (Иван Клюн, Аристарх Лентулов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Родченко, Роберт Фальк), представлены и другие авторы, отобранные кураторами из-за своего качества, однако широкой публике менее известные, например Петр Келин, Сергей Кольцов (с жестокой работой «Парад победителей-инвалидов в Париже 11 ноября 1928 года»), Адольф Мильман, Петр Субботин-Пермяк, Василий Чекрыгин.

Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «От иконы к авангарду» в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кажется, отдельно прослеживается линия художников-женщин. Помимо Любови Поповой, которой уже не удивить, тут показаны весьма любопытные работы Елены Бебутовой (1892–1970), Надежды Бом-Григорьевой (1884–1974), Магдалины Вериго (1891–1994). Завершается экспозиция несколькими эскизами монументальных панно Александра Дейнеки, так что срез коллекции Пермской галереи получился очень аккуратный и точный.

Новая Третьяковка
«От иконы к авангарду. К 100-летию Пермской художественной галереи и 300-летию города Перми»
До 25 февраля 2024

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+