18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О чем поет гамаюн, есть ли у грифона хвост и кто такой китоврас

Здание Синодальной типографии. Фрагмент фасада. Фото: Владислав Ефимов
Здание Синодальной типографии. Фрагмент фасада.
Фото: Владислав Ефимов
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Внешним приметам и привычкам волшебных и символических существ посвящена выставка, которая не зря проходит в филиале Музея Москвы: грифоны, львы и единороги — частые обитатели столичных фасадов

Выставка в филиале Музея Москвы в Столешниковом переулке посвящена фантастическим существам и местам, где они обитают, — это изразцы, книги, шкатулки, чернильницы, фасады московских домов. За столетия волшебные существа из полных смысла, объединяющих языческое и христианское значение символов, превратились в декоративные элементы.

Городская усадьба А. Толстого - М. Грачева. Фрагмент фасада. Фото: Владислав Ефимов
Городская усадьба А. Толстого - М. Грачева. Фрагмент фасада.
Фото: Владислав Ефимов

Так, украшая в 1908 году барельефами Дом со зверями на Чистых прудах, Сергей Вашков вдохновлялся декором домонгольского Дмитриевского собора во Владимире и превратил архаичных грифонов и львов в изысканные силуэты в стиле модерн. Самая известная геральдическая пара — лев и единорог — еще во времена Ивана Грозного стала эмблемой Московского печатного двора. Но это далеко не весь русский бестиарий. Есть еще сирин, алконост и гамаюн, строгие девы с обнаженной грудью и птичьими ногами и крыльями, китоврас — кентавр, стреляющий из лука (реже — получеловек-полулев с пушистым хвостом), ядовитый аспид, который может сидеть только на камнях. Специально к выставке фотограф Владислав Ефимов сделал кадры самых необычных деталей «обитаемых» фасадов, а кураторы составили карту с адресами этих московских зданий.

Центр Гиляровского
«Как найти грифона»
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+