18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О чем поет гамаюн, есть ли у грифона хвост и кто такой китоврас

Здание Синодальной типографии. Фрагмент фасада. Фото: Владислав Ефимов
Здание Синодальной типографии. Фрагмент фасада.
Фото: Владислав Ефимов
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Внешним приметам и привычкам волшебных и символических существ посвящена выставка, которая не зря проходит в филиале Музея Москвы: грифоны, львы и единороги — частые обитатели столичных фасадов

Выставка в филиале Музея Москвы в Столешниковом переулке посвящена фантастическим существам и местам, где они обитают, — это изразцы, книги, шкатулки, чернильницы, фасады московских домов. За столетия волшебные существа из полных смысла, объединяющих языческое и христианское значение символов, превратились в декоративные элементы.

Городская усадьба А. Толстого - М. Грачева. Фрагмент фасада. Фото: Владислав Ефимов
Городская усадьба А. Толстого - М. Грачева. Фрагмент фасада.
Фото: Владислав Ефимов

Так, украшая в 1908 году барельефами Дом со зверями на Чистых прудах, Сергей Вашков вдохновлялся декором домонгольского Дмитриевского собора во Владимире и превратил архаичных грифонов и львов в изысканные силуэты в стиле модерн. Самая известная геральдическая пара — лев и единорог — еще во времена Ивана Грозного стала эмблемой Московского печатного двора. Но это далеко не весь русский бестиарий. Есть еще сирин, алконост и гамаюн, строгие девы с обнаженной грудью и птичьими ногами и крыльями, китоврас — кентавр, стреляющий из лука (реже — получеловек-полулев с пушистым хвостом), ядовитый аспид, который может сидеть только на камнях. Специально к выставке фотограф Владислав Ефимов сделал кадры самых необычных деталей «обитаемых» фасадов, а кураторы составили карту с адресами этих московских зданий.

Центр Гиляровского
«Как найти грифона»
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+