18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Выставка к юбилею Алексея Щусева открылась в основанном им музее

Алексей Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза. Перспектива, фрагмент фасада. 1928–1929. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Алексей Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза. Перспектива, фрагмент фасада. 1928–1929.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

150-летие великого архитектора в Музее архитектуры отмечают беспрецедентно большой экспозицией, ничего подобного здесь не устраивали уже несколько десятков лет. В процессе подготовки выставки кураторам удалось развенчать несколько мифов о Щусеве

Алексей Щусев (1873–1949) навсегда войдет в историю как создатель самого сакрального советского символа (не только в архитектуре, но и вообще) — Мавзолея Ленина. Один только этот факт дорогого стоит. Однако это действительно всего лишь один факт в богатой биографии Щусева, и выставка стремится охватить всю эту биографию. Размах соответствующий — сразу в двух выставочных пространствах. По словам кураторов, это самый большой проект музея за последние десятилетия. Наследие архитектора разделили примерно на две части.

С одной стороны Щусев предстает перед нами как автор удивительных храмов в изысканном неорусском стиле, с другой — как создатель величественных зданий сталинской эпохи. В Аптекарском приказе показывают его дореволюционное храмовое зодчество (Марфо-Мариинская обитель, церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Русское подворье в Бари и прочее), в то время как в Анфиладе выставлены проекты гражданской архитектуры. Вторая часть экспозиции более сложная и объемная. Она начинается с ученических лет в Академии художеств, затем рассказывает о первых самостоятельных проектах и, наконец, о самых важных творениях: столичном Казанском вокзале, Мавзолее, гостинице «Москва», ташкентском Государственном театре оперы и балета им. Алишера Навои.

Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель». Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель».
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Как рассказала нашему изданию замдиректора по просветительской деятельности музея Ксения Смирнова, в процессе подготовки пришлось выполнить огромную научную работу по исследованию творчества Щусева. «С ним связано много ложных атрибуций, легенд, сплетен. Мы смогли исправить множество ошибок, ликвидировать темные пятна, развенчать мифы, окружающие Щусева и его творения (например, гостиницу „Москва“)».

В итоге на выставке представлено более 600 экспонатов и 200 выполненных Щусевым проектов. Среди них — проектные графические листы, фотографии, макеты и модели, благодаря которым мы видим эволюцию архитектора к авангарду 1920-х годов и неоклассике 1930-х. Архитектурные экспонаты дополнены редкими живописными работами Щусева, его ученическими произведениями, архивными фотографиями, хроникой и личными вещами. Кроме того, в залах показаны рельефы и лепные детали гостиницы «Москва», снесенной в 2004 году, эскизы росписей фойе ташкентского театра, а также эскизы художников, с которыми архитектор сотрудничал.

Алексей Щусев. Проект Дома Наркомзема. Фасад. 1930. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Алексей Щусев. Проект Дома Наркомзема. Фасад. 1930.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Щусев предстает перед посетителями выставки не только как архитектор, но и как ученый, реставратор, градозащитник — и защитник угнетенных, например реставратора Петра Барановского.

Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная программа: лекции, творческие мастер-классы, инклюзивная программа и другие мероприятия, часть из которых пройдет совместно с Центром «Зотов» и будет доступна онлайн благодаря поддержке генерального спонсора выставки — банка ВТБ.

Отдельный раздел посвящен роли Щусева в создании Музея архитектуры. Ведь именно он хлопотал о его основании, стал первым директором и отреставрировал усадьбу Талызиных, где и разворачивается посвященная ему выставка.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Алексей Щусев. 150»
До 21 января

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+