18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художники Марина Белова и Алексей Политов обзавелись собственной летописью

«Про желания». 2019. Фото: Cube. Moscow
«Про желания». 2019.
Фото: Cube. Moscow
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В альбоме-монографии «Опрокинутая вселенная» подытожен 25-летний творческий путь этого московского арт-дуэта. Удалая эстетика 1990-х со временем трансформировалась, подчас существенно, но никогда не изгонялась полностью из их произведений

По образованию Алексей Политов искусствовед, Марина Белова — врач-отоларинголог. Они начали вместе работать в конце 1990-х и тогда же прошли свои «университеты», оформляя вечеринки в ночных клубах. Основным местом их сценографических экспериментов был легендарный «Птюч».

У Алексея и Мари­ны есть весьма символический проект «Стерилизация» (объекты, живопись, 2003, галерея С.АРТ). В нем они иронизируют, что, дескать, искусство похоже на свежие овощи, а арт-индустрия занимается их стерилизацией и закатыванием в герметичные банки — для лучшей сохранности.

Таким образом получаются узнаваемые арт-бренды. Но и сами Политов с Беловой прекрасно «законсервировали» (если в данном случае это слово приложимо) дух вольницы, наглости, куража, сексуального воодушевления, надежд и амбиций — всего, чем были славны 1990-е годы. Что бы они на протяжении четверти века ни делали, это воспринимается как продолжение птючевских вечеринок.

Марина Белова, Алексей Политов.  «Опрокинутая вселенная». М.: Арт Гид, 2022. 360 с., ил.
Марина Белова, Алексей Политов. «Опрокинутая вселенная». М.: Арт Гид, 2022. 360 с., ил.

Книга дает возможность не торопясь, страница за страницей, проект за проектом, проследить этапы роста и разновекторные размышления художников. В первый раздел — «Репетиция» — включены относительно ранние работы, в том числе «Стенная газета» (2002) с рулонами туалетной бумаги, но не простой, а с напечатанными на ней денежными купюрами. Перед нами метафора «денежных потоков» и возможность их на символическом уровне «контролировать». Тонкий микс наива и иронии.

Глава «Перформансы» собрала такие уморительные работы, как «Тайная вечеря» (2005), составленная в лесу из снеговиков. Или «Искусство будущего в розлив и навынос»: сделанная для фестиваля «Арт-Клязьма» 2004 года летающая тарелка из фанеры была продумана до мелочей, водка на ее прилавке тоже была со смыслом, с именными этикетками — с портретами товарищей по цеху. Чего художники не ожидали, так это того, что все фестивальные дни арт-объект проработает по прямому назначению — как рюмочная.

Раздел «Акторы» посвящен кинетическим скульптурам, которые «сходят со своих академических пьедесталов и идут во все тяжкие. Влюбляются, интригуют, совокупляются…» (Сергей Хачатуров), а глава «Афоризмы» — обширнейшему графическому наследию, бесчисленным вариантам современных лубочных картинок со смешными, иногда актуальными и всегда лаконичными фразами («Кто пьет вино и коньячок, тому не страшен новичок» или «Блажен, кто смолоду в астрале»).

«Отбрасывая тени». 2020.  Фото: Крокин галерея
«Отбрасывая тени». 2020.
Фото: Крокин галерея

Здесь не обошлось без сотрудничества с известным поэтом Александром Тимофеевским (1933–2022). И финальная глава — о выставках теней. Впервые художники сделали такого рода экспозицию в честь 400-летнего юбилея Рембрандта в 2006 году, после чего сама эта техника стала одним из их фирменных приемов. Книга — настоящий информационный и визуальный архив, и когда-нибудь исследователи скажут за него спасибо.

Наверняка читателей впечатлят и тексты Сергея Хачатурова. Он прослеживает истоки Политова и Беловой в карнавальной культуре, которую нам всем завещал Михаил Бахтин, и проводит параллели с многими явлениями в истории искусства, от Питера Брейгеля и Уильяма Хогарта до Александра Родченко. Автор текстов виртуозно плетет паутину слов и смыслов, пишет о «лицедействе образов», «каскадах чудесных превращений», «визуальных каламбурах» и прочем. Это почти белый стих, а не просто искусствоведческий комментарий.

В книге Хачатуров выступает как еще один полноправный художник. Впрочем, дано здесь слово и другим авторам — и не в последнюю очередь самим героям монографии. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+