18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Художники Марина Белова и Алексей Политов обзавелись собственной летописью

«Про желания». 2019. Фото: Cube. Moscow
«Про желания». 2019.
Фото: Cube. Moscow
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В альбоме-монографии «Опрокинутая вселенная» подытожен 25-летний творческий путь этого московского арт-дуэта. Удалая эстетика 1990-х со временем трансформировалась, подчас существенно, но никогда не изгонялась полностью из их произведений

По образованию Алексей Политов искусствовед, Марина Белова — врач-отоларинголог. Они начали вместе работать в конце 1990-х и тогда же прошли свои «университеты», оформляя вечеринки в ночных клубах. Основным местом их сценографических экспериментов был легендарный «Птюч».

У Алексея и Мари­ны есть весьма символический проект «Стерилизация» (объекты, живопись, 2003, галерея С.АРТ). В нем они иронизируют, что, дескать, искусство похоже на свежие овощи, а арт-индустрия занимается их стерилизацией и закатыванием в герметичные банки — для лучшей сохранности.

Таким образом получаются узнаваемые арт-бренды. Но и сами Политов с Беловой прекрасно «законсервировали» (если в данном случае это слово приложимо) дух вольницы, наглости, куража, сексуального воодушевления, надежд и амбиций — всего, чем были славны 1990-е годы. Что бы они на протяжении четверти века ни делали, это воспринимается как продолжение птючевских вечеринок.

Марина Белова, Алексей Политов.  «Опрокинутая вселенная». М.: Арт Гид, 2022. 360 с., ил.
Марина Белова, Алексей Политов. «Опрокинутая вселенная». М.: Арт Гид, 2022. 360 с., ил.

Книга дает возможность не торопясь, страница за страницей, проект за проектом, проследить этапы роста и разновекторные размышления художников. В первый раздел — «Репетиция» — включены относительно ранние работы, в том числе «Стенная газета» (2002) с рулонами туалетной бумаги, но не простой, а с напечатанными на ней денежными купюрами. Перед нами метафора «денежных потоков» и возможность их на символическом уровне «контролировать». Тонкий микс наива и иронии.

Глава «Перформансы» собрала такие уморительные работы, как «Тайная вечеря» (2005), составленная в лесу из снеговиков. Или «Искусство будущего в розлив и навынос»: сделанная для фестиваля «Арт-Клязьма» 2004 года летающая тарелка из фанеры была продумана до мелочей, водка на ее прилавке тоже была со смыслом, с именными этикетками — с портретами товарищей по цеху. Чего художники не ожидали, так это того, что все фестивальные дни арт-объект проработает по прямому назначению — как рюмочная.

Раздел «Акторы» посвящен кинетическим скульптурам, которые «сходят со своих академических пьедесталов и идут во все тяжкие. Влюбляются, интригуют, совокупляются…» (Сергей Хачатуров), а глава «Афоризмы» — обширнейшему графическому наследию, бесчисленным вариантам современных лубочных картинок со смешными, иногда актуальными и всегда лаконичными фразами («Кто пьет вино и коньячок, тому не страшен новичок» или «Блажен, кто смолоду в астрале»).

«Отбрасывая тени». 2020.  Фото: Крокин галерея
«Отбрасывая тени». 2020.
Фото: Крокин галерея

Здесь не обошлось без сотрудничества с известным поэтом Александром Тимофеевским (1933–2022). И финальная глава — о выставках теней. Впервые художники сделали такого рода экспозицию в честь 400-летнего юбилея Рембрандта в 2006 году, после чего сама эта техника стала одним из их фирменных приемов. Книга — настоящий информационный и визуальный архив, и когда-нибудь исследователи скажут за него спасибо.

Наверняка читателей впечатлят и тексты Сергея Хачатурова. Он прослеживает истоки Политова и Беловой в карнавальной культуре, которую нам всем завещал Михаил Бахтин, и проводит параллели с многими явлениями в истории искусства, от Питера Брейгеля и Уильяма Хогарта до Александра Родченко. Автор текстов виртуозно плетет паутину слов и смыслов, пишет о «лицедействе образов», «каскадах чудесных превращений», «визуальных каламбурах» и прочем. Это почти белый стих, а не просто искусствоведческий комментарий.

В книге Хачатуров выступает как еще один полноправный художник. Впрочем, дано здесь слово и другим авторам — и не в последнюю очередь самим героям монографии. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+