18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Андрея Филиппова: еще не ретроспектива, но первое приближение к ней

Андрей Филиппов. «Над пропастью во ржи». 2004. Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Андрей Филиппов. «Над пропастью во ржи». 2004.
Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Около 80 произведений из коллекций Фонда культуры «Екатерина», семьи и частных собраний — попытка взглянуть на творчество художника, сделав акцент на его романтической составляющей, которая нередко оставалась в тени

Художника Андрея Филиппова невозможно назвать «неизвестным». Скорее, наоборот. Он был участником множества важных выставок, лауреатом премии «Инновация» в главной номинации «Проект года». Однако выставка «Небесная гео­графия, или Разбор полетов Андрея Филиппова», открывающаяся в Фонде культуры «Екатерина» спустя чуть больше года после его смерти, обещает сюрпризы.

Творческую компанию, в которую входил Андрей Филиппов (1959–2022), с легкой руки критика Федора Ромера еще в 1990-е стали звать «младоконцептуалистами». Этот круг включал группу «Мухомор» (с ее членами Константином Звездочетовым и братьями Мироненко Филиппов учился в Школе-студии МХАТ), Юрия Альберта, Вадима Захарова, Виталия Скерсиса и других. Первые выставки они сделали в начале 1980-х в квартирной галерее AПTAРT дома у старшего товарища, художника Никиты Алексеева, а к концу десятилетия оказались главными звездами молодого перестроечного искусства из СССР. Андрей Филиппов был одним из учредителей Клуба авангардистов (КЛАВА) и активным участником его знаменитых эскапад. На архивном видео его можно видеть, например, среди участников акции в Сандуновских банях, где художники мыли себя и свои картины, стремясь к идеалу «чистого искусства», и в простынях-тогах походили на римских патрициев.

Андрей Филиппов. Безназвания (Книжка на коньках). 2016. Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Андрей Филиппов. Безназвания (Книжка на коньках). 2016.
Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных

Римская тема, и вообще преемственность культуры, стала одной из главных в творчестве Филиппова. Его работы часто расценивались как соц-арт, но со временем становилось понятно, что он все больше тяготеет к метафизике, далекой от злободневности.

Впрочем, вкус к художественной игре никогда его не покидал. В 2008 году вместе с Юрием Альбертом и Виктором Скерсисом Филиппов образовал творческое объединение «Купидон», время от времени сочинявшее на троих по-настоящему игривые инсталляции. Такие как «Омут»: в галерее была устроена купальня, подразу­мевавшая присутствие обнаженных нимф, на берегу импровизированного пруда с кувшинками а-ля Клод Моне, но из работавших газовых горелок, листья же кувшинок были сложены из палитр. За пруд отвечал Филиппов. Нечто подобное можно будет увидеть и в нынешней экспозиции (не коллективные работы «Купидона», а филипповскую их часть).

Как рассказала куратор, руководитель галереи «Е.К.АртБюро» Елена Куприна-Ляхович, выставка включает около 80 произведений из коллекций фонда «Екатерина», семьи и частных собраний. Это ни в коем случае не ретроспектива-резоне, но первое приближение к ней, попытка взглянуть на творчество Андрея Филиппова, акцентировав его «романтическую составляющую». «Я работала с Андреем 27 лет как галерист, с 1995 года, и настолько хорошо знаю его искусство, что поняла, что не могу посмотреть на него отстраненно, поэтому решила пригласить человека с альтернативным взглядом», — говорит Куприна-Ляхович. Ее напарником стал Юрий Аввакумов, выступивший архитектором-экспозиционером выставки.

Андрей Филиппов. «Замкнутое пространство». 2007. Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
Андрей Филиппов. «Замкнутое пространство». 2007.
Фото: Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных

«Нам удалось найти редкие ранние работы художника, в частности автопортрет 1978 года. Также из ранних картина „Коттаб“, посвященная древнегреческой игре, практиковавшейся на симпосиях: кто более метко выльет вино из своего килика в общую чашу», — рассказывает куратор.

Будет показана и последняя работа художника, инсталляция 2022 года «Мене, текел, фарес». Среди известных произведений — картины из серии «Ауспиции», инсталляции «Русское барокко», «Семь смертных грехов», «Над пропастью во ржи» (о том, что бывает, когда «Рожь» Шишкина встречается с «Грачами» Саврасова) и другие. Впервые будет показан «Тотем» — работа, созданная Андреем Филипповым в 2008 году из стекла на муранской студии Berengo, сотрудничающей с современными художниками.  

Фонд культуры «Екатерина»
«Небесная география, или Разбор полетов Андрея Филиппова»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+