18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наивная жизнь Ивана Селиванова мудра и проницательна

Иван Селиванов. «Слоны». 1966. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Слоны». 1966.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Во Всероссийском музее декоративного искусства показывают почти 100 работ наивного художника, впервые взявшего в руки кисть только на склоне лет и успевшего получить международное признание

Определение «наивный художник» само по себе не обидное, но все же сквозит в нем некоторая снисходительность. Хотя люди эти, как правило, отнюдь не простодушны. Вот и Иван Селиванов (1907–1988), выглядевший на склоне лет как этакий старичок-лесовичок, был интуитивно мудр и по-своему проницателен. И это очень ощутимо в его работах, которые еще при жизни Ивана Егоровича получили мировое признание.

Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Он родился в бедной семье, в 1946 году впервые увидел настоящую картину, не репродукцию, и загорелся страстью рисовать самому («во всем организме буря поднялась, как в море»). Поступил учиться в московский Заочный народный университет искусств, но разочаровался в наставлениях, записав себе в тетрадь: «Ваша наука от меня отскакивает как от стенки горох». За это его и полюбила советская интеллигенция, а вслед за ней и рафинированная зарубежная публика. На выставке Ивана Селиванова «И была жизнь» представлено 96 его произведений из коллекций Всероссийского музея декоративного искусства и Московского музея современного искусства. Некоторые из них поистине хрестоматийны. А те, что нет, — во многих смыслах не хуже.

Всероссийский музей декоративного искусства
«И была жизнь. Иван Селиванов»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+