18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наивная жизнь Ивана Селиванова мудра и проницательна

Иван Селиванов. «Слоны». 1966. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Слоны». 1966.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Во Всероссийском музее декоративного искусства показывают почти 100 работ наивного художника, впервые взявшего в руки кисть только на склоне лет и успевшего получить международное признание

Определение «наивный художник» само по себе не обидное, но все же сквозит в нем некоторая снисходительность. Хотя люди эти, как правило, отнюдь не простодушны. Вот и Иван Селиванов (1907–1988), выглядевший на склоне лет как этакий старичок-лесовичок, был интуитивно мудр и по-своему проницателен. И это очень ощутимо в его работах, которые еще при жизни Ивана Егоровича получили мировое признание.

Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Он родился в бедной семье, в 1946 году впервые увидел настоящую картину, не репродукцию, и загорелся страстью рисовать самому («во всем организме буря поднялась, как в море»). Поступил учиться в московский Заочный народный университет искусств, но разочаровался в наставлениях, записав себе в тетрадь: «Ваша наука от меня отскакивает как от стенки горох». За это его и полюбила советская интеллигенция, а вслед за ней и рафинированная зарубежная публика. На выставке Ивана Селиванова «И была жизнь» представлено 96 его произведений из коллекций Всероссийского музея декоративного искусства и Московского музея современного искусства. Некоторые из них поистине хрестоматийны. А те, что нет, — во многих смыслах не хуже.

Всероссийский музей декоративного искусства
«И была жизнь. Иван Селиванов»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+