18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные

Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух». Фото: Музее В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух».
Фото: Музее В. А. Тропинина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер

В небольшом выставочном зале Музея Тропинина на 30 кв. м представлено 160 экспонатов из фондов. Такое возможно, потому что все они крошечные: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.

Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в. Фото: Музее В. А. Тропинина
Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в.
Фото: Музее В. А. Тропинина

Среди самых знаменитых произведений — стеклянный стакан первой трети XIX века мастера Александра Вершинина, между двойных стенок которого выложен пейзаж из вырезанных бумажных фигурок и мха. Моду на микромозаики, говорят, ввел Павел I. Они считались предметами ювелирного искусства и создавались из мельчайших кусочков стекла — тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4 тыс. штук на 3 кв. см. Самым известным мастером этой техники был Георг Веклер. Почти столь же миниатюрен и сложен в работе микробисер. В отверстие такого никакая иголка не проходит — только волос. Это рукоделие считалось достойным занятием для дам высшего света.

Кошелек. Бисер. Фото: Музее В. А. Тропинина
Кошелек. Бисер.
Фото: Музее В. А. Тропинина

На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства Товарищества Кузнецова. Показана тут и миниатюра в самом распространенном ее значении — памятные портреты в медальонах, а также малоформатная живопись и графика Владимира Гау, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского (он изготавливал даже подарки гостям — писал крошечный морской пейзаж и вклеивал в свой фотографический портрет перед мольбертом).

Музей Тропинина
«Крошечная выставка»
До 27 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+