18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные

Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух». Фото: Музее В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух».
Фото: Музее В. А. Тропинина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер

В небольшом выставочном зале Музея Тропинина на 30 кв. м представлено 160 экспонатов из фондов. Такое возможно, потому что все они крошечные: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.

Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в. Фото: Музее В. А. Тропинина
Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в.
Фото: Музее В. А. Тропинина

Среди самых знаменитых произведений — стеклянный стакан первой трети XIX века мастера Александра Вершинина, между двойных стенок которого выложен пейзаж из вырезанных бумажных фигурок и мха. Моду на микромозаики, говорят, ввел Павел I. Они считались предметами ювелирного искусства и создавались из мельчайших кусочков стекла — тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4 тыс. штук на 3 кв. см. Самым известным мастером этой техники был Георг Веклер. Почти столь же миниатюрен и сложен в работе микробисер. В отверстие такого никакая иголка не проходит — только волос. Это рукоделие считалось достойным занятием для дам высшего света.

Кошелек. Бисер. Фото: Музее В. А. Тропинина
Кошелек. Бисер.
Фото: Музее В. А. Тропинина

На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства Товарищества Кузнецова. Показана тут и миниатюра в самом распространенном ее значении — памятные портреты в медальонах, а также малоформатная живопись и графика Владимира Гау, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского (он изготавливал даже подарки гостям — писал крошечный морской пейзаж и вклеивал в свой фотографический портрет перед мольбертом).

Музей Тропинина
«Крошечная выставка»
До 27 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+