18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Клин Новикова»: трудный путь к зрителю

Георгий Гурьянов. «Автопортрет». 1993. Фото: Государственный Русский музей
Георгий Гурьянов. «Автопортрет». 1993.
Фото: Государственный Русский музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Экспозиция в Русском музее ознаменовалась скандалом еще до открытия: ее пришлось переделывать. После «исправления ошибок» десять самых откровенных экспонатов убрали, но, по словам кураторов, «концепция не изменилась»

Приуроченная к 65-летию со дня рождения и 20-летию со дня смерти идеолога петербургского нео­академизма Тимура Новикова (1958–2002), выставка представляет историю формирования Новой академии изящных искусств (НАИИ) и ее место в общем художественном процессе Петербурга 1990-х годов.

Более 70 произведений 23 художников Новой академии в разных техниках — живопись, скульптура, графика, коллаж, видео-арт, компьютерная графика, фотография, костюмы к театрализованным постановкам и фильмам — представлено в шести залах Михайловского замка. Значительная часть работ попала на выставку из собраний ­НАИИ и коллекционеров.

Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Тимур Новиков — одна из самых ярких фигур ленинградского андерграунда второй половины 1970-х годов, лидер художественного процесса Петербурга 1990-х. В 1982 году он создал свою первую творческую группу — «Новые художники», в 1985-м — Новую академию всяческих (всеческих) искусств, позже переименованную в Новую академию изящных искусств. Новиков делал коллажи, писал музыку, общался с Джоном Кейджем, Робертом Раушенбергом, Энди Уорхолом, сотрудничал с «Популярной механикой» Сергея Курехина, оформлял концерты группы «Кино», снимал кино, изобретал музыкальные инструменты. В конце 1980-х провозгласил курс на классику и академизм и создал «неоакадемическое» направление в петербургском искусстве. Впервые работы Новикова появились на выставке в Государственном Русском музее в 1990 году. Последняя выставка с его участием — «Удар кисти» — состоялась в 2010 году, уже после смерти художника.

Первоначально открытие выставки «Клин Новикова» было запланировано на середину июля, однако этого не случилось. Официальная позиция руководства музея была: «Открытие выставки „Клин Новикова. Новая академия изящных искусств“ отложено в связи с многочисленными нарушениями установленных регламентов и процедур подготовки выставки». Среди перечисленных нарушений — отсутствие витрин для костюмов и несоблюдение регламента на экспонирование предметов из музея («При наличии 43 работ Тимура Новикова в собрании Русского музея на выставке предполагалось экспонирование всего двух произведений, что не соответствует обязательствам по выполнению государственного задания, которое Министерство культуры РФ как учредитель доводит до каждого из музеев»). Устранять перечисленные нарушения поручили Александру Боровскому, заведующему отделом новейших течений ГРМ. Через неделю, 26 июля, выставка открылась.

Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Клин Новикова. Новая академия изящных искусств» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашему изданию Екатерина Андреева, куратор выставки, экспозиция представляет творчество Тимура Новикова и художников Новой академии. Первый зал посвящен ранней неоакадемической живописи, затем — античные мотивы, видео, ранние компьютерные фотографии, первые гуммиарабики и другие технические эксперименты. За ними два персональных зала — зал Владислава Мамышева-Монро и зал Константина Гончарова с костюмами и иллюстрациями к «Золотому ослу» Апулея и экспериментальными фотографиями Дениса Егельского и Юлии Страусовой. В финале — последние работы Новикова и движения «Новые серьезные». Например, живопись Георгия Гурьянова, чью выставку именно в этих залах уже ослепший после болезни Тимур Новиков сделал в 1999 году.

После «исправления ошибок» экспозиция сократилась на десять предметов: из нее убрали работы с откровенно сексуальными изображениями, в костюме Луция, главного героя «Золотого осла», прикрыли бутафорский половой орган. Работ Новикова стало больше, но число представленных из коллекции музея по-прежнему скромное: среди почти 70 экспонатов всего полтора десятка из собрания ГРМ.

«Концепция не изменилась по сути, — считает Екатерина Андреева. — Достоинство и красота сохранились, а радость — не очень, к сожалению».  

Государственный Русский музей
«Клин Новикова. Новая академия изящных искусств»
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+