18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий

«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499). Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499).
Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение

Один из популярных сетевых мемов про изобразительное искусство представляет собой текст «Каждый раз, как кто-нибудь говорит, что не понимает современное искусство, мне хочется спросить: а что, вы Ренессанс, что ли, понимаете?», помещенный на фрагмент картины Иеронима Босха. Если всерьез, то любой, кто действительно пытался перейти на более глубокий уровень понимания искусства эпохи Возрождения, с этим вопросом согласится.

Почему в «Любви небесной и Любви земной» Тициана одетая женщина олицетворяет плотскую страсть, а голая — наоборот, возвышенную? Почему в «Весне» Боттичелли главная героиня, стоящая по центральной оси картины, — не Весна, а богиня Венера? Почему между фигурами «Послов» Гольбейна лежит лютня? Ответы на подобные вопросы требуют огромной эрудиции и у новичка порой вызывают интеллектуальный ужас.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство  ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.

На русском языке сводных трудов по иконографии немного, и тем отраднее приветствовать исследование «Скрытые смыслы» авторства Марии Демидовой, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. Ее труд представляет собой обзор четырех главных текстов, питавших аллегорическое мышление художников эпохи Возрождения. Это «Иероглифика» Гораполлона, «Гипнэротомахия Полифила» Франческо Колонны, «Книга эмблем» Андреа Альчато и «Иконология» Чезаре Рипы. Первый из них — античный, обретший новую актуальность в конце XV века, три других создавались в XV–XVI веках, становясь преемниками друг друга и попеременно подхватывая эстафету популярности. По словам автора, это первый в мире совокупный анализ всех четырех трактатов одновременно. Такой подход позволяет показать преемственность этой системы мышления и ее воздействия на искусство.

Книга не является «букварем» аллегорий, прямо пересказывающим бесчисленные сюжеты четырех трактатов — за этим все-таки следует обращаться к их отдельным зарубежным изданиям. Автор описывает лишь ключевые символы каждого из них (например, легендарного слона с обелиском или трехголовых людей), показывая их приложение к произведениям Дюрера, Тициана, Брейгеля и многих других. Книга становится увлекательным путеводителем по тому, как изменялся именно глобальный подход творцов к использованию различных систем аллегорий на протяжении веков и в разных странах. От этого в давно знакомых шедеврах живописи появляется не то что двойное дно, а, скорее, провал, устремляющийся в бесконечность.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».

Отдельно приятно, что есть послесловие, рассказывающее о том, что случилось с этой иконографией в эпоху барокко и классицизма, каков был финал ренессансных интеллектуальных игр.

И кстати, между послами Гольбейна лежит лютня с порванной струной, потому что соглашения с союзниками надо поддерживать, как струны, в целости. Иначе получится какофония. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+