18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мюнхенский, венский и берлинский сецессионы съехались в Берлин

Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899. Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899.
Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Организаторы выставки исследуют истоки и развитие движения сецессионов на примере 220 произведений, созданных 80 художниками, среди которых за Мюнхен отвечает Франц фон Штук, за Вену — Густав Климт, а за Берлин — Макс Либерман

В начале 1890-х Мюнхен по праву мог претендовать на звание художественной столицы Центральной Европы. Здесь жили и творили создатели помпезных исторических полотен и парадных портретов. Казалось, этот бастион академических догматов, противостоящий ветру перемен из Франции, несокрушим. Но к 1892 году молодые, прогрессивные мюнхенские художники, сытые академизмом по горло, объединились и стали проводить собственные выставки. В ­1897-м примеру Мюнхена последовала Вена, а к ­1899-му, когда наступила очередь Берлина, в названии этого явления появилось латинское слово «сецессион» — оно стало синонимом искусства модернизма в германоязычной Европе.

Выставка в Старой национальной галерее в Берлине охватывает период приблизительно с 1890 года до начала Первой мировой войны. Организаторы исследуют истоки и развитие движения на примере 220 произведений, созданных в разных техниках 80 художниками, которые были связаны минимум с одной из трех групп сецессиона.

Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905. Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905.
Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie

Экспозиция «Сецессионы. Климт, Штук, Либерман» демонстрирует, как модернизм рывками продвигался от Парижа на восток. Центральное место на берлинской выставке занимает звезда венского Сецессиона Густав Климт. В экспозицию вошел ряд его самых знаменитых произведений, в том числе революционная картина 1901 года «Юдифь и Олоферн», на которой библейская героиня, напоминающая, скорее, античную Цирцею, держит в руках голову Олоферна в окружении флористических орнаментов. Созданный Климтом микс откровенной сексуальности, современной моды и нестандартной композиции и сегодня удивляет и волнует зрителей.

Помимо него, на выставке много внимания уделено берлинцу Максу Либерману, одному из ранних и преданных германских приверженцев импрессионизма, и мюнхенцу Францу фон Штуку, который на всю жизнь остался верен символизму.

Идея первой в своем роде выставки, на которой сопоставляются сходные тенденции в трех городах, принадлежит директору Старой национальной галереи Ральфу Глайсу. Экспозиция объединяет 14 картин и десятки рисунков и произведений печатной графики Климта. Большую часть предоставил Музей Вены. Выставка отправится туда в следующем году, чтобы, по словам Глайса, «показать Климта в более широком контексте». Директор берлинского музея рассказывает, что убедить европейских и американских владельцев произведений предоставить работы «было нетривиальной задачей» из-за очевидной эклектичности выставки.

Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901. Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek
Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901.
Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek

Нидерландский пейзаж Либермана «Загородный дом в Хилверсюме» (1901) и «Дома на Монмартре» (1898) немецкой импрессионистки Марии Славоны написаны приблизительно в то же время, что и «Юдифь». Но рядом с Климтом, первопроходцем нового века, оба смотрятся куда более консервативными и сдержанными, словно принадлежащими к середине — концу XIX столетия. Однако Глайс подчеркивает, что очень разных художников объединял сам факт того, что для Центральной Европы их подход был новаторским. «Движущей силой всех сецессионов, — говорит он, — было представление о том, что искусство должно быть новым».

Одни сецессионы способны порождать другие, и в завершающем разделе выставки посетители получают представление о том, что ждало это движение в будущем. В экспрессионистском плакате, который Макс Пехштейн создал для состоявшейся в Берлине в 1910 году первой выставки Нового сецессиона, который откололся от объединения, возникшего десятью годами раньше, царят еще более темные страсти, чем в «Юдифи и Олоферне»; здесь заметно и влияние примитивного искусства. А на плакате для аналогичной мюнхенской выставки авторства немецкого скульптора Эдвина Шарфа прослеживается влияние французского художника и скульптора Аристида Майоля, чей классицизм развился в Париже между двумя мировыми войнами в антимодернистское движение «возвращения к порядку».  

Старая национальная галерея
«Сецессионы. Климт, Штук, Либерман»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+