18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Блокчейн позволит отслеживать провенанс произведений искусства

В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс. Фото: Art Basel
В ходе ярмарки Art Basel платформа Arcual продемонстрировала потенциал «цифрового досье» на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.
Фото: Art Basel
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Блокчейн-платформы начали выдавать сертификаты подлинности на произведения искусства. Эксперты считают технологию перспективной, но не уверены, что она может стать универсальной для мирового рынка искусства

Через девять лет после появления блокчейна второго поколения эта технология обрела новую сферу применения, став архивом для цифровых контрактов. Отныне блокчейн, где нон-стоп фиксируются цифровые транзакции, может использоваться в качестве базы для сертификатов и гарантий подлинности физического произведения искусства, а также для контрактов с условиями вторичной продажи работ, от которой автор должен получать отчисления.

Пример подали стартапы из других отраслей, работающие на блокчейне и торгующие предметами роскоши. Например, австралийская компания Everledger выдает сертификаты подлинности и этичности добычи бриллиантов, храня провенанс (включая «цифрового двойника») каждого драгоценного камня — от шахты до ювелирного магазина. Файлы, хранящиеся на блокчейне, не могут быть изменены, что исключает возможность позднейших подтасовок.

Рынок искусства, куда блокчейн ворвался сначала как платформа для невзаимозаменяемых токенов, или NFT, в прошлом году вышел на другой уровень взаимодействия с этой технологией. Произошло это благодаря появлению блокчейн-платформ, на которые заливаются оцифрованные архивы и договоры о заключенных сделках с прописанными условиями — между художниками, арт-дилерами и коллекционерами. Происходит это при каждой покупке и продаже физических произведений искусства.

Основатели таких проектов гарантируют прозрачность сделок, а также предоставляют художникам возможность устанавливать свои условия для перепродажи работ. Сегодня учтены ошибки NFT-художников, которые, продав свои диджитал-работы на одном блокчейне, упустили роялти, когда их произведения купили на другом.

Один из ведущих игроков в этой области — платформа Arcual, работающая при поддержке фонда Luma, MCH Group (владельцы Art Basel) и BCG X (технологическое венчурное подразделение Boston Consulting Group). Она обеспечивает клиентам соглашение с двойной подписью, или сертификат подлинности, заверенное арт-дилером и художником. Через семь месяцев с начала работы Arcual запустила «цифровые досье», функционирование которых было продемонстрировано в рамках недавней ярмарки Art Basel на примере работ художницы-керамистки Фиби Каммингс.

В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Фото: Art Basel
В цифровом досье Arcual художник может сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности.
Фото: Art Basel

Новые технологии позволяют художникам добавлять в провенанс изображения и файлы в формате pdf, чтобы создать наиболее полную историю произведения. Это могут быть любые записи, от процесса создания работы до намерений художника относительно ее экспонирования. Все они так же неизменны на блокчейне, как и сертификат подлинности, и являются частью смарт-контракта, заключенного между художником, дилерами и коллекционером.

Генеральный директор Arcual Бернадин Брокер-Видер тесно сотрудничала с Everledger, еще будучи исполнительным директором и основателем Vastari, крупнейшей в мире базы данных частных коллекций и временных выставок, которая в 2016 году получила инвестиции от этой австралийской компании. По словам Брокер-Видер, в разговорах с художниками, дилерами и коллекционерами слово «блокчейн» теперь почти не произносится, потому что подразумевается по умолчанию, технология стала чем-то привычным. И если контракты на основе блокчейна, разработанные для других отраслей: моды, роскоши, морских грузоперевозок, могут требовать дополнительных опций для перестраховки (к примеру, создание «цифрового двойника» или добавление чипа NFT к предметам роскоши, чтобы исключить фейки), то в цифровом досье Arcual художник может просто сделать уникальные личные записи для гарантии подлинности. Например, поставить трудноразличимый символ либо добавить патину или потертость, которая станет частью уникального физического облика изделия.

Лондонский галерист Оливер Миро, основатель Vortic (арт-платформы для VR и AR), считает эти технологии перспективными. В частности, его восхищает, что у художников появляется возможность получать отчисления при перепродаже работ. При этом Миро задается вопросом, будет ли новый подход эффективен, «пока весь мир искусства не перейдет на одну общую модель и один блокчейн и будет строго следовать этому правилу». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+