18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На родине Джошуа Рейнолдса празднуют 300-летний юбилей художника

Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775. Фото: Tate
Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775.
Фото: Tate
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Выставка «Переосмысливая Рейнолдса. Празднование», открывшаяся в Плимуте, использует календарный повод для того, чтобы попытаться осмыслить заново творчество художника, которого списывали со счетов еще в XIX веке

Мастер «большого стиля», основатель Королевской академии художеств и любимый портретист аристократов XVIII века, Джошуа Рейнолдс (1723–1792) нередко становился объектом критики. Прерафаэлиты пренебрежительно называли его Слошуа (от английского sloshy — «сопливый, сентиментальный») за назидательность и героизацию моделей. 300-летний юбилей художника (16 июля) стал поводом внимательнее присмотреться и заново оценить его роль в истории искусства.

В числе прочих этим занялась галерея The Box в Плимуте, на малой родине художника. Рейнолдс родился и вырос в расположенном неподалеку Плимптоне, который был шумным портовым городом, пока местная река не засорилась илом. На выставке представлено около 30 картин художника. Среди них ряд знаменитых автопортретов, привезенных из музея Тейт, в том числе «Автопортрет в юности» (1753–1758) и «Автопортрет в образе глухого» (около 1775).

Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752.
Фото: The Box, Plymouth

«Нам важно подумать о том, в чем заключается актуальность Рейнолдса сегодня, — рассказывает куратор выставки Тера Уокап. — Мы рассматриваем его через интерсекциональную призму деколонизации. Такая необходимость назрела уже давно. Рейнолдс писал портреты тех, кто принимал решения о судьбах сотен тысяч людей по всему миру. Мы размышляем над вопросами идентичности и наследия империи, колониализма и рабства, с которыми живем сегодня».

В галерее также экспонируют три работы современной британо-бангладешской художницы Раны Бегум, задуманные и созданные как комментарий к портретам кисти Рейнолдса. По словам Теры Уокап, они призваны показать, «что современное искусство может поднимать вопросы о наших собраниях, о Рейнолдсе и о прошлом».

Говоря о новом взгляде на работы самого Рейнолдса, Уокап приводит в пример цвет одежды его моделей. Зрителям XVIII века была очевидна разница между светло-голубой тканью, выкрашенной с использованием растения вайда красильная, и более темным индиго. Первая была традиционной краской местного производства, в то время как пигмент индиго, предмет колониальной торговли, завозили из Индии. По словам Уокап, это одна из деталей, которые связывают «личности изображенных на портретах людей с современностью, с размышлениями об идентичности и силе портретной живописи».

Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754.
Фото: The Box, Plymouth

Кроме того, как поясняет куратор, жизнь и творчество Джошуа Рейнолдса рассматриваются в экспозиции сквозь «феминистскую оптику». Это означает, что особое внимание уделяется историям женщин, сыгравших важную роль в карьере мастера, в частности его сестры Мэри, которая оплатила путешествие брата в Италию, когда он был начинающим живописцем. На выставке представлен ее портрет 1746 года кисти Рейнолдса. Интерес представляет и новый взгляд на некоторых моделей. Уокап рассказывает, что для нее особенно важен полученный на выставку из собрания Тейт «Портрет леди Джанет Анструтер» (1761) — светской красавицы, среди предков которой предположительно были цыгане. «Это позволяет нам начать разговор на, возможно, неожиданные темы», — констатирует куратор.  

Галерея The Box
«Переосмысливая Рейнолдса. Празднование»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+