18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

На родине Джошуа Рейнолдса празднуют 300-летний юбилей художника

Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775. Фото: Tate
Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775.
Фото: Tate
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Выставка «Переосмысливая Рейнолдса. Празднование», открывшаяся в Плимуте, использует календарный повод для того, чтобы попытаться осмыслить заново творчество художника, которого списывали со счетов еще в XIX веке

Мастер «большого стиля», основатель Королевской академии художеств и любимый портретист аристократов XVIII века, Джошуа Рейнолдс (1723–1792) нередко становился объектом критики. Прерафаэлиты пренебрежительно называли его Слошуа (от английского sloshy — «сопливый, сентиментальный») за назидательность и героизацию моделей. 300-летний юбилей художника (16 июля) стал поводом внимательнее присмотреться и заново оценить его роль в истории искусства.

В числе прочих этим занялась галерея The Box в Плимуте, на малой родине художника. Рейнолдс родился и вырос в расположенном неподалеку Плимптоне, который был шумным портовым городом, пока местная река не засорилась илом. На выставке представлено около 30 картин художника. Среди них ряд знаменитых автопортретов, привезенных из музея Тейт, в том числе «Автопортрет в юности» (1753–1758) и «Автопортрет в образе глухого» (около 1775).

Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752.
Фото: The Box, Plymouth

«Нам важно подумать о том, в чем заключается актуальность Рейнолдса сегодня, — рассказывает куратор выставки Тера Уокап. — Мы рассматриваем его через интерсекциональную призму деколонизации. Такая необходимость назрела уже давно. Рейнолдс писал портреты тех, кто принимал решения о судьбах сотен тысяч людей по всему миру. Мы размышляем над вопросами идентичности и наследия империи, колониализма и рабства, с которыми живем сегодня».

В галерее также экспонируют три работы современной британо-бангладешской художницы Раны Бегум, задуманные и созданные как комментарий к портретам кисти Рейнолдса. По словам Теры Уокап, они призваны показать, «что современное искусство может поднимать вопросы о наших собраниях, о Рейнолдсе и о прошлом».

Говоря о новом взгляде на работы самого Рейнолдса, Уокап приводит в пример цвет одежды его моделей. Зрителям XVIII века была очевидна разница между светло-голубой тканью, выкрашенной с использованием растения вайда красильная, и более темным индиго. Первая была традиционной краской местного производства, в то время как пигмент индиго, предмет колониальной торговли, завозили из Индии. По словам Уокап, это одна из деталей, которые связывают «личности изображенных на портретах людей с современностью, с размышлениями об идентичности и силе портретной живописи».

Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754.
Фото: The Box, Plymouth

Кроме того, как поясняет куратор, жизнь и творчество Джошуа Рейнолдса рассматриваются в экспозиции сквозь «феминистскую оптику». Это означает, что особое внимание уделяется историям женщин, сыгравших важную роль в карьере мастера, в частности его сестры Мэри, которая оплатила путешествие брата в Италию, когда он был начинающим живописцем. На выставке представлен ее портрет 1746 года кисти Рейнолдса. Интерес представляет и новый взгляд на некоторых моделей. Уокап рассказывает, что для нее особенно важен полученный на выставку из собрания Тейт «Портрет леди Джанет Анструтер» (1761) — светской красавицы, среди предков которой предположительно были цыгане. «Это позволяет нам начать разговор на, возможно, неожиданные темы», — констатирует куратор.  

Галерея The Box
«Переосмысливая Рейнолдса. Празднование»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+