18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

На родине Джошуа Рейнолдса празднуют 300-летний юбилей художника

Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775. Фото: Tate
Джошуа Рейнолдс. «Автопортрет в образе глухого». 1775.
Фото: Tate
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Выставка «Переосмысливая Рейнолдса. Празднование», открывшаяся в Плимуте, использует календарный повод для того, чтобы попытаться осмыслить заново творчество художника, которого списывали со счетов еще в XIX веке

Мастер «большого стиля», основатель Королевской академии художеств и любимый портретист аристократов XVIII века, Джошуа Рейнолдс (1723–1792) нередко становился объектом критики. Прерафаэлиты пренебрежительно называли его Слошуа (от английского sloshy — «сопливый, сентиментальный») за назидательность и героизацию моделей. 300-летний юбилей художника (16 июля) стал поводом внимательнее присмотреться и заново оценить его роль в истории искусства.

В числе прочих этим занялась галерея The Box в Плимуте, на малой родине художника. Рейнолдс родился и вырос в расположенном неподалеку Плимптоне, который был шумным портовым городом, пока местная река не засорилась илом. На выставке представлено около 30 картин художника. Среди них ряд знаменитых автопортретов, привезенных из музея Тейт, в том числе «Автопортрет в юности» (1753–1758) и «Автопортрет в образе глухого» (около 1775).

Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Sketchbook Page #1». 1751-1752.
Фото: The Box, Plymouth

«Нам важно подумать о том, в чем заключается актуальность Рейнолдса сегодня, — рассказывает куратор выставки Тера Уокап. — Мы рассматриваем его через интерсекциональную призму деколонизации. Такая необходимость назрела уже давно. Рейнолдс писал портреты тех, кто принимал решения о судьбах сотен тысяч людей по всему миру. Мы размышляем над вопросами идентичности и наследия империи, колониализма и рабства, с которыми живем сегодня».

В галерее также экспонируют три работы современной британо-бангладешской художницы Раны Бегум, задуманные и созданные как комментарий к портретам кисти Рейнолдса. По словам Теры Уокап, они призваны показать, «что современное искусство может поднимать вопросы о наших собраниях, о Рейнолдсе и о прошлом».

Говоря о новом взгляде на работы самого Рейнолдса, Уокап приводит в пример цвет одежды его моделей. Зрителям XVIII века была очевидна разница между светло-голубой тканью, выкрашенной с использованием растения вайда красильная, и более темным индиго. Первая была традиционной краской местного производства, в то время как пигмент индиго, предмет колониальной торговли, завозили из Индии. По словам Уокап, это одна из деталей, которые связывают «личности изображенных на портретах людей с современностью, с размышлениями об идентичности и силе портретной живописи».

Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754. Фото: The Box, Plymouth
Джошуа Рейнолдс. «Портрет леди Энн Бонфой». Около 1754.
Фото: The Box, Plymouth

Кроме того, как поясняет куратор, жизнь и творчество Джошуа Рейнолдса рассматриваются в экспозиции сквозь «феминистскую оптику». Это означает, что особое внимание уделяется историям женщин, сыгравших важную роль в карьере мастера, в частности его сестры Мэри, которая оплатила путешествие брата в Италию, когда он был начинающим живописцем. На выставке представлен ее портрет 1746 года кисти Рейнолдса. Интерес представляет и новый взгляд на некоторых моделей. Уокап рассказывает, что для нее особенно важен полученный на выставку из собрания Тейт «Портрет леди Джанет Анструтер» (1761) — светской красавицы, среди предков которой предположительно были цыгане. «Это позволяет нам начать разговор на, возможно, неожиданные темы», — констатирует куратор.  

Галерея The Box
«Переосмысливая Рейнолдса. Празднование»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+