18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка «Век графики» в Новой Третьяковке прослеживает пути модернизма в России

Иван Клюн. «Натюрморт со стеклянной посудой». 1926. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Клюн. «Натюрморт со стеклянной посудой». 1926.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Экспонаты долгожданной выставки новых поступлений в коллекцию графики Третьяковской галереи уместно сравнить со страницами, вырванными из истории русского искусства ХХ века. Сегодня они возвращаются на свои места

Последний раз подобная выставка проводилась в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году. Ровно 20 лет спустя самое время показать публике богатство ее фондов графики, экспонаты которых составляют параллельную историю искусства, подчас едва ли не более интригующую, чем магистральная.

Комплектование коллекции графики во все времена было для Третьяковской галереи в приоритете. В 1920-х годах, в период расцвета искусства авангарда и модернизма, Анатолий Бакушинский организовал и возглавил в музее отдел графики. После расформирования в 1929 году Музея живописной культуры собрание графики авангардистов влилось в фонды Третьяковки. Как отмечает куратор выставки, заведующая отделом графики XX века Александра Струкова, следующим мощным пополнением фондов стала передача в 1970-е годы части коллекций легендарного культуртрегера Георгия Костаки и знатока, теоретика, эксперта графического искусства Алексея Сидорова.

Павел Басманов. «Прогулка». 1935. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Басманов. «Прогулка». 1935.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Нынешнюю экспозицию проектировали архитекторы Кирилл Асс и Надя Корбут. При входе на выставку они сотворили подобие родо­словного древа с фамилиями всех участвующих в программе мастеров, от Малевича до Кудряшова, — вышло похоже на карту России с городами. Причем наряду со знаменитыми фамилиями, сопоставимыми с мегаполисами, на эту своеобразную карту нанесены имена и вновь открытые, и словно до сих пор не окончательно нашедшие определенное место в сетке исторических координат.

Архитекторы экспозиции смогли создать хрупкую иллюзию путешествия внутри гигантского графического кабинета. Над экспликациями горят библиотечные светильники — так усилена нарочито эстетская тема общения с этим искусством.

Анфиладу залов разделяют тонкие графические рамы, похожие на металлические решетки музейных депозитариев. Материал собран в залах по двадцатилетиям, начиная с 1910-х. И уже в первом разделе рядом с тончайшей паутиной супрематических набросков Малевича из собрания его ученицы Анны Лепорской висит лист со странной аннотацией: «Александр (?) Борис (?) А (?) Цейтлин (?–1920)». Абсолютно детективная запись со многими неизвестными. Художник Цейтлин учился у Эль Лисицкого, был гравером в объединении Уновис («Утвердители нового искусства»), созданном Малевичем в Витебске. По заветам Малевича беспредметные модули бойко атакуют мир обыденных вещей. Создается новая вселенная.

Олег Кудряшов. «Композиция». 2007.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кудряшов. «Композиция». 2007.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Такие находки бесценны. Они дополняют историю и возвращают вырванные ее страницы. Подобных премьер, открытий на выставке очень много. Из разделов второй половины XX века привлекают внимание сюжеты, связанные с бумажной архитектурой (листы Юрия Аввакумова, Александра Бродского, Ильи Уткина) с традицией школы Владимира Фаворского и Андрея Гончарова. Это неизменно высочайшая графическая культура, виртуозная техника и сложное исследование черно-белой архитектоники пространства. Среди многих учеников Андрея Гончарова в Московском полиграфическом институте хочется выделить Кирилла Мамонова. Его можно назвать наследником искусства аутсайдеров и экспрессионистов вроде Георга Гросса или Отто Дикса. Целая серия посвящена сценам из жизни интерната для душевнобольных и его постояльцу, лидеру «другого искусства» Владимиру Яковлеву. Мамонов рисует Яковлева, рисующего грушу. Из-за спины рисующего выглядывает кот. Клубок штрихов и линий, обозначающий фигуру распластавшегося над столом Яковлева, складывается в некое облако, движущееся, сияющее. Это облако — метафора творчества как такового. Человек рассыпался, растаял, но творить не перестал.Закономерно, что завершается экспозиция разделом, посвященным ушедшему в прошлом году художнику Олегу Кудряшову. Мастер словно подытоживает в своем творчестве разные стили и методы модернизма XX столетия, от супрематизма Малевича и контррельефов Владимира Татлина до поп-арта, ташизма второй половины века. Достойный эпилог экспозиции.  

Впервые опубликовано в Art Focus Now.

Новая Третьяковка
«Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
4
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
5
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
6
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+