18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пабло Пикассо и Иван Аксенов: аршином общим не измерить

Пабло Пикассо. «Похищение». 1920. Фото: Estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS), New York
Пабло Пикассо. «Похищение». 1920.
Фото: Estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS), New York
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Первое в мире исследование, посвященное творчеству выдающегося художника, было опубликовано в России в 1917 году. Та книга, почти не замеченная современниками, сейчас преподнесена в формате научного комментированного издания

Книга «Пикассо и ок­рестности» вышла незадолго до большевистской революции в московском издательстве «Центрифуга». Главный его редактор — поэт, филолог, математик Сергей Бобров — печатал тексты модернистов, преимущественно футуристического направления. Одним из таких авторов был военный инженер Иван Аксенов (1884–1935), находившийся в то время на Румынском фронте. Монография о Пабло Пикассо (1881–1973) была выпущена тиражом 1 тыс. экземпляров, но критикой осталась практически не замеченной (обнаружена одна рецензия), да и читателями была надолго забыта. Известность к этой работе стала приходить к концу ХХ века: ее репринт вышел в США, ее дважды переиздали в России, за последние десять лет появились научные комментированные издания на французском, испанском и итальянском языках (и фрагменты на английском). Наконец, пришло время и для отдельного научного издания на родине автора. Сопроводительную статью и комментарии написал Алессандро Фарсетти — составитель итальянской книги.

Нынешнее издание ставит целью дать развернутый ответ на вопрос, почему именно в России вышла первая книга о Пикассо.

«Пикассо и окрестности» Ивана Аксенова: первая в мире монография о Пикассо (комментированное издание)». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2023. 234 с., ил. (Серия Avant-garde).
«Пикассо и окрестности» Ивана Аксенова: первая в мире монография о Пикассо (комментированное издание)». СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2023. 234 с., ил. (Серия Avant-garde).

Во-первых, великий испанец быстро приобрел немало последователей и почитателей среди русских художников, подолгу живших в Париже и часто бывавших в салоне Елены д’Эттинген — кузины Сержа Фера (Ястребцова). Среди них следует назвать Наталию Гончарову и Михаила Ларионова, Соню Делоне и Александра Архипенко, в особенности же — Александру Экстер, приятельницу Аксенова (она и оформила книгу «Пикассо и окрестности»). Сам Аксенов побывал в Париже весной 1914 года.

Во-вторых, одними из первых собирателей работ Пабло Пикассо стали именно русские коллекционеры — знаменитые Иван Морозов и Сергей Щукин. У последнего насчитывалось полсотни творений художника, а сама московская коллекция Щукина была открытой для посещения.

В-третьих, художественные пути Пикассо и кубистов развивались в определенном смысле в том же направлении, что и русских модернистов, прежде всего символистов. Пикассо и кубисты были заняты поиском и визуальной фиксацией четвертого измерения — русские символисты также искали четвертое измерение в изящных искусствах, надеясь, что оно заполнит пустоту, возникшую в результате секуляризации культуры.

Критики сразу же обнаружили сходство с кубистической манерой в «Петербурге» Андрея Белого и философских работах Бориса Яковенко. Самыми пристальными и пристрастными наблюдателями творчества Пикассо в России стали люди именно из символистского круга. В настоящем издании переизданы эссе Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Георгия Чулкова, хронологически немного опередившие книгу Ивана Аксенова (который в ней полемизировал и с ними в том числе). Символисты в один голос восхищались мастерством художника и одновременно ужасались его эстетическим и этическим установкам: Чулков называл картины Пикассо «иероглифами Сатаны», Бердяев писал, что его искусство — «конец старого творчества», Булгаков переживал в зале Пикассо коллекции Щукина «удушье могилы».

Пабло Пикассо. «Автопортрет (Я)». 1901. Фото: Estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS), New York
Пабло Пикассо. «Автопортрет (Я)». 1901.
Фото: Estate of Pablo Picasso/Artists Rights Society (ARS), New York

Совсем иначе оценил творчество Пикассо Иван Аксенов. Я бы назвал его человеком эпохи Возрождения среди людей Серебряного века. Аксенов был поэтом-футуристом и военным комиссаром, искусствоведом и театральным критиком, преподавал математику и историю литературы, был сподвижником Всеволода Мейерхольда и Сергея Эйзенштейна. Изобразительное искусство также привлекало эрудированное внимание Аксенова, и он написал весьма проницательные работы о творчестве Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Любови Поповой.

Книга Аксенова (в новом издании воспроизведенная репринтом) — это текст художника о художнике, состоящий из двух частей. Первая включает в себя 120 фрагментов — объемом от двух предложений до двух страниц. Жанр подобных заметок точно охарактеризовал писавший в те же годы примерно такие же заметки Валерий Брюсов. Он публиковал их под заголовком Miscellanea («Смесь»). Свои фрагменты, в которых смешаны афоризмы, анекдоты, наблюдения, схолии, Аксенов разделил на четыре отдела: «Поручительства» (отчасти эстетический манифест: «предмет, прекрасный в искусстве, попал туда из жизни»), «История и география» (предпосылки искусства Пикассо: «искусство в основании своем есть ритм, воспринимаемый в зависимости от материала, этот ритм воплощающего»), «О духовном в искусстве и вечноженственном в жизни» (полемика: «Пикассо — гений открытия; нет ничего ошибочнее такой формулы»), «По существу» (возврат к сути стиля Пикассо). Последний отдел словно перекидывал мостик ко второй части книги — «Полемическое приложение: Пабло Пикассо — живописец». Аксенов подробно рассматривает его тематику, технику, колористику, подразделяет творчество на периоды, поэтапно описывает отношение живописи к объектам: «1) разработка живописного пятна; 2) характеристика силуэта пятна; 3) характеристика объемного содержания силуэта; характеристика плоскостей, образующих трехмерную фигуру».

Относительно небольшая книга Аксенова о Пикассо создала, по сути, четвертое измерение для искусствоведческих штудий, посвященных выдающемуся художнику. Нынешнее научное ее издание выполняет аналогичную задачу для творчества самого Ивана Аксенова. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+