18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Зубовский флигель Екатерининского дворца возвращается «простота со вкусом»

Вид росписей потолка Купольного зала Зубовского флигеля. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Вид росписей потолка Купольного зала Зубовского флигеля.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Грандиозный реставрационный проект «Екатерина II. Личное пространство», в рамках которого идет реставрация залов Зубовского флигеля, длится почти четыре года и подошел к завершающему этапу

Реставрация Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе вышла на финальный рубеж. Почти четыре года длится эта уникальная по своей трудоемкости работа, которую выполняют мастера ООО «Царскосельская янтарная мастерская». Она стала возможной благодаря поддержке ПАО «Газпром».

«Одновременная работа в нескольких совершенно разных помещениях создает особую сложность, — рассказал Борис Игдалов, генеральный директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская». — Анфиладная система залов не позволяет разделить процесс на фрагменты и участки, и мы параллельно ведем работы с металлом, керамикой, деревом, живописью. За 40 лет своего существования мы не делали ничего подобного по сложности и многоплановости задач».

Зубовский флигель Екатерининского дворца в Царском Селе. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Зубовский флигель Екатерининского дворца в Царском Селе.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Сейчас воссоздание уникального убранства личных комнат Екатерины II приближается к финальному этапу. Декоративная отделка восьми залов во многом завершена, в большинстве покоев, по словам реставраторов, в ближайшее время будет закончен монтаж элементов декора интерьеров.

Зубовский флигель был построен в последние десятилетия XVIII века архитектором Юрием Фельтеном и получил имя графа Зубова, одного из фаворитов Екатерины II. Роскошное убранство флигеля создавали Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века интерьеры флигеля были частично переделаны по проекту архитектора Ипполита Монигетти. В годы Великой Отечественной войны Зубовский флигель сильно пострадал от обстрелов и пожара, практически его уничтоживших.

После войны архитектор Александр Кедринский разработал проект восстановления декоративного убранства залов флигеля, но его осуществление требовало огромного числа специалистов, колоссальных средств, и до недавнего времени пространство использовалось под временные выставки. Возвращение интерьерам флигеля их былого великолепия стало возможным, когда эту идею поддержало руководство ПАО «Газпром».

Вид росписей потолка Купольного зала Зубовского флигеля. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Вид росписей потолка Купольного зала Зубовского флигеля.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

По замыслу создателей интерьеры комнат и залов Зубовского флигеля демонстрировали «простоту со вкусом». Эпоха барокко прошла, классицизм требовал отказа от пышной резьбы и обилия позолоты. Утонченную красоту подчеркивали материалы, необычные для отделки интерьеров остальной части Екатерининского дворца: в оформлении были использованы разноцветное стекло, серебро, зеркала, фарфор.

Основой для проекта восстановления стали старые фотографии и акварели Фото: ГМЗ «Царское Село»
Основой для проекта восстановления стали старые фотографии и акварели
Фото: ГМЗ «Царское Село»

В распоряжении специалистов, приступивших к реализации проекта восстановления, были акварели, коллекция автохромов, выполненных в 1917 году и зафиксировавших интерьеры царскосельских дворцов, а также фотографии довоенного времени. Благодаря огромной исследовательской работе сотрудников Государственного музея-заповедника «Царское Село», а также поддержке европейских музеев, удалось обнаружить немалое количество исторических материалов, которые позволили с высокой степенью точности воссоздать многие детали интерьеров. Работы ведутся одновременно в восьми помещениях: Китайском и Купольном залах, Зеркальном, Синем и Серебряном кабинетах, Опочивальне, Рафаэлевской и Туалетной комнатах.

Фрагмент изразцового декора Стеклянного кабинета Зубовского флигеляФото: ГМЗ «Царское Село»
Фрагмент изразцового декора Стеклянного кабинета Зубовского флигеля
Фото: ГМЗ «Царское Село»

В открывающий анфиладу залов Стеклянный кабинет уже вернулись зеркала, цветные фарфоровые изразцы в простенках между ними, на потолке воссоздана живопись по золоту. Сохранившийся исторический паркет Стеклянного кабинета, единственный подлинный из всех залов флигеля (он был вывезен во время войны в Германию и потом передан в Россию), уже отреставрирован и ждет своей очереди на возвращение в родные стены.

Два медальона из фарфора фабрики Веджвуда, изготовленные по старым формам, стали материалом для аналогий. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Два медальона из фарфора фабрики Веджвуда, изготовленные по старым формам, стали материалом для аналогий.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Следующие за Стеклянным Синий кабинет и Опочивальня подготовлены к монтажу декоративных элементов интерьера, практически полностью готовых. Стены Опочивальни отделаны белым молочным стеклом. Когда-то эту комнату украшали медальоны и плакетки из яшмовой массы, созданные на фабрике Веджвуда в Англии. В 1994 году королева Великобритании Елизавета II подарила музею-заповеднику «Царское Село» два медальона, изготовленных по старым формам. Они будут установлены на стене Опочивальни. Недостающие элементы выполнили мастера Императорского фарфорового завода.

Серебряный кабинет Зубовского флигеля украшен росписью гротесками. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Серебряный кабинет Зубовского флигеля украшен росписью гротесками.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

За Опочивальней находится Серебряный кабинет, который очень любила Екатерина II. Первоначально он был весь декорирован серебром, но очень скоро металл окислился и почернел, его сняли, и оформление было кардинально переделано Джакомо Кваренги. Стены украсила модная в то время живопись в технике энкаустики. Практически вся она погибла в пожаре войны; образцом для ее воссоздания стали две подлинные работы, которые сотрудники дворца вывезли в эвакуацию.

«Нам очень помогли специалисты из Зальцбурга, — рассказала Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе. — Два пейзажа в интерьере Серебряного кабинета были написаны Джованни Камповеккьо. Известно, что работы этого художника есть в Зальцбурге. Мы обратились туда, и коллеги из Австрии прислали хорошие цифровые изображения работ, по ним мы изучали манеру письма и цветовое решение. Еще два аналога нашли в архивах петербургской Академии художеств».

Реставраторы работают над росписями потолка Китайского зала.  Фото: ГМЗ «Царское Село»
Реставраторы работают над росписями потолка Китайского зала.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Но, конечно, главную сложность представляет восстановление интерьеров Китайского зала. Исторически значительная часть стен здесь была декорирована огромным количеством панно, выполненных по заказу Екатерины II в Китае, в технике коромандельского и золотого лака. В ходе обсуждения проекта специалистами было принято решение заказать воссоздание этих панно в Китае. Музей предоставил китайским мастерам образцы, аналогичные историческим, и китайская компания «Синьсинши» под руководством и контролем руководителя отделения «Искусство лака» Института искусства Университета Цинхуа в Пекине изготовила пробные панно. Реставрационный совет ГМЗ «Царское Село» принял выполненную работу, но просил исправить некоторые неточности. Сейчас договор на изготовление 117 панно уже заключен. Китайская сторона планирует выполнить заказ за 900 дней. По мере готовности панно будут отправляться из Китая в музей, а мастера на месте их смонтируют.

Реставраторы работают над росписями потолка Китайского зала. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Реставраторы работают над росписями потолка Китайского зала.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

Кроме панно Китайский зал украшала живопись в стиле шинуазри, которую по одобренным реставрационным советом образцам выполнили преподаватели Академии художеств. Сейчас эта работа практически завершена. Интерьеры замыкающего анфиладу Купольного зала, декорированного в стиле античной римской виллы, по словам специалистов, готовы уже почти на 80%.

«Готовность всех залов довольно высокая, но когда мы сможем представить их широкой публике — большой вопрос, — считает Наталья Кудрявцева, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации. — Есть серьезная проблема, решение которой связано не только с нашей работой. Это проблема насыщения залов музейными предметами. У нас есть по два-три подлинных предмета для каждого зала, но для таких площадей этого очень мало. И наша основная задача сейчас — найти средства на воссоздание несохранившихся предметов».

Тем не менее руководство ГМЗ «Царское Село» планирует частично открыть воссозданные залы для ограниченного показа. Это, вероятно, может случиться уже в следующем году.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+