18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая большая за все годы выставка Лотте Лазерштайн проходит в Мальмё

Лотте Лазерштайн. «Русская девушка с пудреницей». 1928. Фото: Albin Dahlström/Moderna Museet/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023
Лотте Лазерштайн. «Русская девушка с пудреницей». 1928.
Фото: Albin Dahlström/Moderna Museet/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023

Когда в 1937 году одна из стокгольмских галерей предложила Лотте Лазерштайн привезти на выставку несколько ее лучших картин, это буквально спасло ей жизнь и разделило биографию художницы на две неравные части

Лотте Лазерштайн (1898–1993) уже была на пике известности в Берлине, критики хвалили ее картины на современные темы (например, на тему женских свобод) в реалистическом ключе, в целом вписывавшиеся в течение «новой вещественности», но, когда к власти пришли нацисты, продолжение ее карьеры из-за еврейского происхождения было невозможно. То, что она оказалась в Швеции осенью 1938-го, во время Хрустальной ночи и новой фазы радикального антисемитизма в Германии, позволило ей жить и работать дальше.

Выставка «Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь» в Музее современного искусства в Мальмё. Фото: Helene Toresdotter/Moderna Museet Bildupphovsrätt
Выставка «Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь» в Музее современного искусства в Мальмё.
Фото: Helene Toresdotter/Moderna Museet Bildupphovsrätt

Лотте Лазерштайн провела в Швеции 55 лет и создала цикл пронзительных автопортретов. Она также писала портреты других иммигрантов, ню и пейзажи. Работам художницы свойственны покой, вплоть до оцепенения, и приглушенные земляные тона.

«Моя жизнь была разделена на два почти равных куска: детство, юность, учеба, первая самостоятельная работа и отъезд из Германии, а затем новый трудный старт в Швеции, — писала Лазерштайн в 1980-х. — Если бы у меня в ящике с красками не было своей собственной реальности, этого маленького убежища, я бы не вынесла тех лет, когда у меня отобрали все: семью, друзей и дом».

Лотте Лазерштайн. «Вечерняя беседа». 1948. Фото: Lotte-Laserstein-Archiv Krausse, Berlin/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023
Лотте Лазерштайн. «Вечерняя беседа». 1948.
Фото: Lotte-Laserstein-Archiv Krausse, Berlin/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023

Некоторые из ее первых шведских заказов были сделаны в Мальмё почти сразу после выставки 1937 года, например портрет Эрика Тролля, камердинера шведского короля Густава. Хотя в Швеции Лазерштайн своим творчеством смогла зарабатывать на жизнь, она не получила большого признания вплоть до конца 1970-х.

Всего в экспозиции представлено около 85 произведений художницы, причем обоих периодов: и раннего немецкого, и позднего шведского.

Музей современного искусства
«Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь»
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
6
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+