18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Инкубаторы идей: какие арт-резиденции существуют в России

Арт- центр «Заря» во Владивостоке. 2017. Фото: Павел Отдельнов/Центр современного искусства «Заря»
Арт- центр «Заря» во Владивостоке. 2017.
Фото: Павел Отдельнов/Центр современного искусства «Заря»
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Арт-резиденции дают художникам возможность спокойно поработать, набраться новых впечатлений и завязать полезные знакомства. Такая поддержка особенно важна в трудные времена

В идеале арт-резиденция — место, где художники (а также писатели, переводчики и прочие лица свободных профессий) проводят несколько недель или месяцев, забыв про повседневные заботы и полностью сосредоточившись на творчестве. Обычно там бесплатно кормят, предоставляют жилье и помещение для работы.

Работа без заботы

Иногда участникам оплачивают художественные материалы и проезд, а также дают стипендию или гонорар. Бывает, что художнику предоставляют возможность перед отъездом устроить выставку, но дело это сугубо добровольное. Настаивать на этом или, боже упаси, требовать подарить резиденции какие-то из созданных там работ — токсично, неприлично и вообще моветон. Уважающие себя резиденции такого себе не позволяют. Иногда от участников ждут появления перед публикой — это может быть лекция или мастер-класс. Но чаще всего достаточно краткого письменного отчета, подтверждающего, что художник потратил там время не зря. А если и зря, опытные организаторы не расстраиваются, и правильно делают! По своему личному резидентскому опыту могу сказать, что самый ценный результат от посещения подобных мест — новые впечатления и знакомства, которые, собственно, и вдохновляют на дальнейшие творческие подвиги. За три недели в доме творчества «Переделкино», куда я ездила как драматург, мне не удалось написать ни строчки. Зато через пару месяцев после отъезда на свет появилась пьеса, позже засветившаяся на профессиональных конкурсах.

Арт-резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола. Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Анна Слобожанина. Проект "Приданое". Арт-резиденция «Марьин дом». Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Арт-резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола. Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Юлия Еремеева (бренд BEREGA). Арт-резиденция «Марьин дом». Фото: Ирина Ефимова/Арт-резиденция «Марьин дом»
Арт-резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола.
Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Анна Слобожанина. Проект "Приданое". Арт-резиденция «Марьин дом».
Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Арт-резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола.
Фото: Арт-резиденция «Марьин дом»
Юлия Еремеева (бренд BEREGA). Арт-резиденция «Марьин дом».
Фото: Ирина Ефимова/Арт-резиденция «Марьин дом»

От Москвы до самых до окраин

В Америке и Европе большинство резиденций прячутся в глуши — поближе к природе, подальше от городских соблазнов. На сайтах даже самых именитых заведений со 100-летней историей часто мелькают предупреждения вроде «Мобильные у нас тут не ловят почти. И вайфай только в библиотеке. И тот слабенький!». У России, как обычно, свой путь. Многие резиденции работают в крупных городах, больше всего их в Москве. Здесь у художников из регионов появляется шанс влиться в столичную арт-тусовку, завязать знакомства с кураторами и галеристами. Резиденции за пределами Москвы обычно ждут от художников интереса к региону и его проблемам, а в идеале — вовлечения местного населения в свой творческий процесс. При отборе заявок там отдают предпочтение проектам, связанным с локальным контекстом.

Мастерские Музея современного искусства «Гараж». Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ульяны Подкорытовой в Мастерских Музея современного искусства «Гараж». Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Елены Аносовой в Мастерских Музея современного искусства «Гараж». Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Гаянэ Аветися. Работа из серии Blackboard. Мастерские Музея современного искусства «Гараж».Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Мастерские Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ульяны Подкорытовой в Мастерских Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Елены Аносовой в Мастерских Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»
Гаянэ Аветися. Работа из серии Blackboard. Мастерские Музея современного искусства «Гараж».
Фото: Егор Слизяк/Музей современного искусства «Гараж»

Вместе веселее

Мало кто из посетителей Дома культуры «ГЭС-2» подозревает, что в недрах этого гигантского здания со стерильно-белыми интерьерами скрываются неожиданно уютные квартиры для приезжих художников. (Они расположены в закрытом для посетителей правом крыле, под башенкой с часами.) Деятели искусств, желающие пожить и поработать в двух шагах от Красной площади, приезжают сюда на три месяца. «ГЭС-2» предоставляет им стипендию и бюджет на проект, а также доступ в мастерские «Своды», напичканные новейшим оборудованием — от 3D-принтеров до печей для обжига керамики. В квартирах есть кухонная зона; кроме того, резидентам дают скидку в местной столовой. Близость к Кремлю накладывает свой отпечаток — режим здесь суровее, чем в других резиденциях. В мастерских можно находиться строго в рабочее время, а в здание нельзя проносить алкоголь!

В Мастерских Музея современного искусства «Гараж» московские художники и их коллеги из других городов и стран работают бок о бок. В затерянном на просторах ВДНХ здании, успевшем послужить школой и поликлиникой, теперь располагается 18 мастерских. Приезжим предоставляют жилье в городе. Большинство участников получают в свое распоряжение мастерскую на шесть месяцев, но несколько студий держат в резерве для краткосрочных проектов. Время от времени устраиваются дни открытых дверей. Куратор Мастерских — художница Ильмира Болотян.

Дом творчества «Переделкино». Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества «Переделкино». Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества  «Переделкино». Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества  «Переделкино». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Дом творчества «Переделкино».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества «Переделкино».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества «Переделкино».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
В арт-резиденции дома творчества «Переделкино».
Фото: Дом творчества «Переделкино»

Дом творчества «Переделкино» в знаменитом дачном поселке недалеко от Москвы принимает не только писателей, но и художников. За два года работы междисциплинарной резиденции здесь побывали Ильмира Болотян, Владимир Селезнев, Марго Трушина и многие другие. И москвичи и приезжие живут в бывшем советском доме творчества, превращенном в роскошный отель, и все вместе бесплатно питаются в местном кафе. Художественных мастерских здесь нет. Впрочем, при желании можно поискать для работы другую площадку. Художник из Нижнего Тагила Владимир Селезнев во время резиденции сделал серию принтов на ткани «Тряпочки» в московской студии печати «Пиранези LAB», предоставившей ему грант на этот проект. Атмосфера в Переделкине светская: здесь постоянно проходят художественные и книжные ярмарки, аукционы, лекции и экскурсии по парку, а местные блогеры облюбовали эффектную террасу главного здания для фотосессий. В гостинице по соседству с резидентами живут и обычные постояльцы, номер можно снять за 6–10 тыс. руб. за ночь.

Крупные резиденции столичного образца встречаются и в регионах — правда, не часто. Московский фонд MaxArt недавно закрыл резиденцию в столице, зато открыл новую в Перми. Она называется «Сфера». (Не путать с бывшим Фондом Смирнова и Сорокина, недавно тоже пере­именованным в «Сферу». Его резидентская программа сейчас свернута.) Новое место ориентировано на молодых художников, готовых погрузиться в местный контекст и создать работы, связанные с современными реалиями, историей и мифологией Перми. В первом заезде, заселившемся в резиденцию 31 марта, пять участниц из разных городов России.

Произведение художника Александра Жунева (Пермь) «Тепло внутри» на фасаде АММА. Резиденция PolArt. Фото: PolArt-резиденция
Инсталляция дуэта художников SASHAPASHA (Хельсинки) «Письма в прошлое». Резиденция PolArt. Фото: PolArt-резиденция
Встреча артистов театра абсурда «В ожидании Солнца» с куратором PolArt Натальей Федяниной. Фото: PolArt-резиденция
Виктор Юльев (Санкт-Петербург). Аврора. Резиденция PolArt. Фото: PolArt-резиденция
Произведение художника Александра Жунева (Пермь) «Тепло внутри» на фасаде АММА. Резиденция PolArt.
Фото: PolArt-резиденция
Инсталляция дуэта художников SASHAPASHA (Хельсинки) «Письма в прошлое». Резиденция PolArt.
Фото: PolArt-резиденция
Встреча артистов театра абсурда «В ожидании Солнца» с куратором PolArt Натальей Федяниной.
Фото: PolArt-резиденция
Виктор Юльев (Санкт-Петербург). Аврора. Резиденция PolArt.
Фото: PolArt-резиденция

Наедине с искусством

Большинство региональных резиденций по масштабу скромнее столичных: они рассчитаны на одного-двух художников. Vyksa Air в индустриальном городке Выкса в Нижегородской области существует с 2017 года при поддержке благотворительного фонда «ОМК-Участие» и за это время приняла 55 резидентов. В 2022 году она переехала в отреставрированное здание бывшего кафе «Волна», где в годы перестройки кормили рабочих из Японии, которых местный металлургический завод выписал оттуда вместе с новыми импортными станками. Симпатичная модернистская постройка стоит на берегу городского пруда. Под одной крышей и жилье, и мастерские, и выставочное пространство. Резиденция задумана как место встречи горожан и приезжих художников, поэтому каждый участник должен провести три публичных мероприятия: встречу с любителями искусства сразу после приезда, лекцию или мастер-класс и итоговую презентацию или выставку. За это дают грант, оплачивают дорогу и художественные материалы. Приветствуются проекты, связанные с Выксой и ее обитателями.

Арт-объект на территории Фабрики «Заря».  «Место для курения». Группировка ЗИП. 2018. Фото: Центр современного искусства «Заря»
Пространство коворкинга в арт-центре «Заря» во Владивостоке. Фото: Центр современного искусства «Заря»
Арт-объект на территории Фабрики «Заря».   EVOL (Германия). Vladivostok Block. 2017. Фото: Центр современного искусства «Заря»
Арт-объект на территории Фабрики «Заря». «Место для курения». Группировка ЗИП. 2018.
Фото: Центр современного искусства «Заря»
Пространство коворкинга в арт-центре «Заря» во Владивостоке.
Фото: Центр современного искусства «Заря»
Арт-объект на территории Фабрики «Заря». EVOL (Германия). Vladivostok Block. 2017.
Фото: Центр современного искусства «Заря»

По тому же принципу работает открывшаяся еще раньше «Заря» во Владивостоке. Резиденция, расположенная в здании бывшей швейной фабрики, несколько лет была закрыта, но с этого года снова принимает гостей. Здесь побывали многие известные представители российской арт-сцены: Дмитрий Булныгин, Ирина Затуловская, Ольга Киселева, Елена Ковылина, Оля Кройтор, Роман Мокров, Лиза Морозова, Антон Ольшванг, Гоша Острецов, Тимофей Радя, Витас Стасюнас, Александр и Ольга Флоренские, Валерий Чтак, Сергей Шутов и другие. В июне здесь живет петербургский художник Александр Дашевский, его сменит художница и иллюстратор Ярослава Комиссарова (тоже из Питера). В «Заре» принимают заявки также от искусствоведов и арт-критиков. Это одна из немногих российских резиденций, активно работающих с иностранцами. Даже в этом году в списке участников — художники из Индии и Италии.

«Арт-коммуналка. Ерофеев и другие» в Коломне — небольшая квартира-студия при музее советского коммунального быта. Здесь привечают не только художников, но и литераторов. В «Арт-коммуналке» особенно любят проекты, связанные с текстилем (город издавна славится ткацкими фабриками) и, разумеется, с самой Коломной.

Есть резидентская программа у петербургского отеля Wynwood. Художников, выигравших опен-колл, приглашают на десять дней пожить и поработать в дизайнерском гостиничном номере в двух шагах от Казанского собора. Таким образом отель пополняет свою коллекцию современного искусства. Среди резидентов немало петербургских художников: организаторы справедливо считают, что творческим людям бывает полезно на время сменить обстановку.

Центр гостеприимства на территории парка чудес «Кудыкина гора». Фото: Галерея современного искусства «Буксир»
Яна Васильева. «Леший». Работа создана в резиденции галереи «Буксир» на территории арт-парка «Кудыкина гора».
Центр гостеприимства на территории парка чудес «Кудыкина гора». Фото: Галерея современного искусства «Буксир»
Выставка «За Жар-птицей» на территории парка чудес «Кудыкина гора». Фото: Галерея современного искусства «Буксир»
Центр гостеприимства на территории парка чудес «Кудыкина гора».
Фото: Галерея современного искусства «Буксир»
Яна Васильева. «Леший». Работа создана в резиденции галереи «Буксир» на территории арт-парка «Кудыкина гора».
Центр гостеприимства на территории парка чудес «Кудыкина гора».
Фото: Галерея современного искусства «Буксир»
Выставка «За Жар-птицей» на территории парка чудес «Кудыкина гора».
Фото: Галерея современного искусства «Буксир»

Удивительное рядом

Хочется чего-то необычного? Изучая сайты резиденций, можно наткнуться на самые экзотические предложения. Минувшей весной природный парк «Кудыкина гора» в Липецкой области предложил шестерым художникам создать на территории объекты из мусора по мотивам сказок Александра Афанасьева. А резиденция «Марьин дом» в деревне Чакола в Архангельской области устроила опен-колл для художниц-мам. Пять участниц будут приезжать в северную глушь с детьми на одну-две недели, чтобы поработать над темой «Колыбельная». (Много ли часов сна удастся урвать самим резиденткам при таком раскладе — вопрос открытый!) Резиденция PolArt приглашает вдохновиться индустриальными пейзажами Норильска, а если повезет — увидеть северное сияние посреди полярной ночи. Морозы здесь зимой бывают под минус 50, так что исследовать местный контекст (куда же без него!) художники смогут разве что короткими перебежками. Впрочем, искателей вдохновения это не останавливает. В этом году среди участников — и молодые авторы, и ветераны — новосибирская арт-группа «Синие носы». 


Как попасть в арт-резиденцию

Большинство резиденций объявляют прием заявок (open call, опен-колл) один-два раза в год. Не пропустить очередной дедлайн помогут объявления на сайтах резиденций и в их аккаунтах в соцсетях. Кроме того, информация о приеме заявок публикуется на сайте Ассоциации резиденций России (AiR of Russia): airofrussia.ru.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+