18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Портрет как история, и искусство, и игра

Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930. Фото: Фонд In artibus
Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930.
Фото: Фонд In artibus

На выставке портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus представлены произведения российских художников разных эпох — с XVIII века до наших дней

На выставке в московском фонде In artibus собрано около полусотни портретов разных веков из коллекции Инны Баженовой. Среди них есть знакомые публике произведения, появлявшиеся прежде на выставках фонда и в московских музеях, однако часть работ показана впервые.

Портрет — жанр, требующий взгляда терпеливого и эрудированного зрителя. Вполне он раскрывается при долгом разглядывании, каждый портрет своеобразен и самодостаточен.

Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Некоторые из работ, показанных в фонде, вполне могли бы претендовать на выставку одной картины. Например, «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И.Козицкой?)» выглядит отдельной драгоценностью. Впрочем, как почти любая работа Федора Рокотова. Или вот еще один портрет — «Дочь художника Надя» Ильи Репина, сделанный в 1876 году под влиянием увиденных в Париже работ Эдуарда Мане. Трудно поверить: глядя на живопись, подобную этому портрету двухлетней Нади, современники опасались, что Репин свернет с пути реализма, — а он всего лишь пробовал писать быстро и эмоционально. Еще одна звезда, уже советского периода, — «Девушка с подсолнухами» (1930) Ильи Машкова, где на полотне соединены и разные жанры (портрет с приметами пейзажа и натюрморта), и ярчайшие цвета солнечных оттенков.

Все эти портреты, представленные в одном пространстве, предлагают некую интеллектуальную игру: почему куратор соединила их так и в таком порядке? Потому ли «Портрет молодой сидящей женщины» Алексея Венецианова представлен рядом с портретом Александра Попова кисти Зинаиды Серебряковой, что в них главенствует синий цвет? Или потому, что на лицах обеих моделей мягкая, умная усмешка? Синий потом перекидывается в портрет девушки не слишком известной художницы Ольги Яновской, а затем заливает прекрасный «Портрет девушки с кошкой» конца 1920-х годов Константина Истомина (кошка, кстати, есть еще одна). Прокладывая свой путь по выставке, можно использовать метод контрастов: например, гипертрофированный эстетизм Ростислава Барто против гипертрофированного артистизма Анатолия Зверева, и так далее.

Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х. Фото: Фонд In artibus
Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х.
Фото: Фонд In artibus

Часть экспозиции как будто выстроена, чтобы отследить развитие живописной манеры мастеров московской школы живописи, от Петра Кончаловского и Ильи Машкова до Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина. Но можно «играть» и по-другому: искать и сравнивать портреты детей, автопортреты (Александр Глускин, Михаил Куприянов, Надежда Удальцова), девичьи лица и лица мрачных старух. И совсем для посвященных — найти в зале портреты владелицы коллекции Инны Баженовой и куратора выставки Елены Руденко.

Фонд In artibus
«Как живые! Портреты XVIII–XXI вв. из частной коллекции»
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+