18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Портрет как история, и искусство, и игра

Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930. Фото: Фонд In artibus
Машков Илья. «Девушка с подсолнухами. Портрет Зои Андреевой». 1930.
Фото: Фонд In artibus

На выставке портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus представлены произведения российских художников разных эпох — с XVIII века до наших дней

На выставке в московском фонде In artibus собрано около полусотни портретов разных веков из коллекции Инны Баженовой. Среди них есть знакомые публике произведения, появлявшиеся прежде на выставках фонда и в московских музеях, однако часть работ показана впервые.

Портрет — жанр, требующий взгляда терпеливого и эрудированного зрителя. Вполне он раскрывается при долгом разглядывании, каждый портрет своеобразен и самодостаточен.

Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка портретной живописи «Как живые!» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Некоторые из работ, показанных в фонде, вполне могли бы претендовать на выставку одной картины. Например, «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И.Козицкой?)» выглядит отдельной драгоценностью. Впрочем, как почти любая работа Федора Рокотова. Или вот еще один портрет — «Дочь художника Надя» Ильи Репина, сделанный в 1876 году под влиянием увиденных в Париже работ Эдуарда Мане. Трудно поверить: глядя на живопись, подобную этому портрету двухлетней Нади, современники опасались, что Репин свернет с пути реализма, — а он всего лишь пробовал писать быстро и эмоционально. Еще одна звезда, уже советского периода, — «Девушка с подсолнухами» (1930) Ильи Машкова, где на полотне соединены и разные жанры (портрет с приметами пейзажа и натюрморта), и ярчайшие цвета солнечных оттенков.

Все эти портреты, представленные в одном пространстве, предлагают некую интеллектуальную игру: почему куратор соединила их так и в таком порядке? Потому ли «Портрет молодой сидящей женщины» Алексея Венецианова представлен рядом с портретом Александра Попова кисти Зинаиды Серебряковой, что в них главенствует синий цвет? Или потому, что на лицах обеих моделей мягкая, умная усмешка? Синий потом перекидывается в портрет девушки не слишком известной художницы Ольги Яновской, а затем заливает прекрасный «Портрет девушки с кошкой» конца 1920-х годов Константина Истомина (кошка, кстати, есть еще одна). Прокладывая свой путь по выставке, можно использовать метод контрастов: например, гипертрофированный эстетизм Ростислава Барто против гипертрофированного артистизма Анатолия Зверева, и так далее.

Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х. Фото: Фонд In artibus
Истомин Константин. «Портрет девушки с кошкой». Конец 1920-х.
Фото: Фонд In artibus

Часть экспозиции как будто выстроена, чтобы отследить развитие живописной манеры мастеров московской школы живописи, от Петра Кончаловского и Ильи Машкова до Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина. Но можно «играть» и по-другому: искать и сравнивать портреты детей, автопортреты (Александр Глускин, Михаил Куприянов, Надежда Удальцова), девичьи лица и лица мрачных старух. И совсем для посвященных — найти в зале портреты владелицы коллекции Инны Баженовой и куратора выставки Елены Руденко.

Фонд In artibus
«Как живые! Портреты XVIII–XXI вв. из частной коллекции»
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+