18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Выкса-фестиваль» действует методом включения

Пирамида из скворечников, из которых доносятся голоса птиц. Resistor Group. Фото: «Выкса-фестиваль»
Пирамида из скворечников, из которых доносятся голоса птиц. Resistor Group.
Фото: «Выкса-фестиваль»

В Нижегородской области прошел традиционный «Выкса-фестиваль». Промышленный город Выкса стал площадкой не только художественных, но и социальных проектов, соответственно девизу «Все включено»

Около гостиницы «Баташев» стоят нарядные волонтеры с табличками «По домам», «По углам», «По цехам». Это три маршрута, позволяющие погрузиться в атмосферу Выксы с помощью местных жителей. Поход на металлургический комбинат и посещение его цехов обязателен для всех, кто впервые в Выксе и кто любит большое искусство. Только во время этой экскурсии можно увидеть гигантские муралы Эрика Булатова, Миши Most и Алексея Луки на заводских стенах, составляющие коллекцию уникального Индустриального стрит-арт-парка.

Маршрут «По цехам». Работа Эрика Булатова  «Стой — иди. Амбар в Нормандии». Фото: «Выкса-фестиваль»
Маршрут «По цехам». Работа Эрика Булатова «Стой — иди. Амбар в Нормандии».
Фото: «Выкса-фестиваль»

Присоединившись к «гастрономическому походному спектаклю», вы за один раз навестите три дома, где радушные хозяева угостят вас своими фирменными блюдами, расскажут и покажут, как они живут. Например, чета художников, выучившихся когда-то в Москве, кормит гостей окрошкой «с глазами» (по местному обычаю туда кладут кильку), а хозяин дома исполняет под гитару балладу о своей семейной жизни — из которой становится ясно, как они с женой произвели на свет не только множество картин с выксунскими пейзажами, но и шестерых детей и обзавелись семнадцатью внуками.

Маршрут «По домам». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Маршрут «По домам».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

«По углам» водят подростки, непременно показывают мурал «Сказка о потерянном времени» легендарного стрит-артиста Паши 183, рассказывают, как эту роспись торца многоэтажки сначала утратили, а потом восстановили стараниями жильцов, приглашают в парк, где за более чем десятилетие, что проходит фестиваль, появилось множество арт-объектов и конструкций — от деревянного единорога, символа Выксы, до авангардных павильонов на пруду. В этом году в два уик-энда фестиваля к ним добавилась 12-часовая аудиоинсталляция от фирмы «Мелодия» — подборка архивных записей спектаклей и программ, звучавших из расставленных по всему парку репродукторов. В парке на любимом горожанами «Пятаке» — бывшей танцплощадке — расположился «Маркет», где опять же местные производители продавали экологически чистые продукты, свое душистое мыло и прочие правильные с точки зрения современной повестки сувениры. В последний день фестиваля тут все вместе готовили и ели «большой салат» из выращенной в домах зелени — это был проект «Социальный огород» художницы Юлии Левин.

В парке на любимом горожанами «Пятаке» — бывшей танцплощадке — расположился «Маркет», где местные производители продавали экологически чистые продукты. Фото: «Выкса-фестиваль»
В парке на любимом горожанами «Пятаке» — бывшей танцплощадке — расположился «Маркет», где местные производители продавали экологически чистые продукты.
Фото: «Выкса-фестиваль»

Идеи единения, братания и коллективной деятельности на благо своему городу манифестировались практически во всех проектах фестиваля. Впрочем, такие цели и ставились изначально его организатором — фондом «ОМК-Участие» под руководством Ирины Седых.

Арт-директор фестиваля Катя Бочавар зашифровала принципы инклюзии в шутливом девизе «Все включено», но вовлечение разных слоев и категорий населения и приехавшей публики в фестиваль было совсем не шуточным. Местные граждане меняли профессию и становились журналистами под руководством программного директора радио «Культура» Ксении Ламшиной, рисунки «особенных детей» из студии «Окоем» использовались в «мерче» фестиваля, а их стихи исполнялись на одном из концертов на свежем воздухе. Даже самый скептичный арт-критик не сможет устоять перед гуманистическим посылом таких проектов, как основанная Катей Бочавар «Студия РАЗ». Название расшифровывается как «разбей и запеки», а речь идет о таре из-под алкогольных напитков. Собранные бутылки служат материалом для мозаичных панно, которые в арт-резиденции «Волна» по эскизам самой Кати и других художников — Ирины Кориной, Кати Голотвиной — создают местные дети вместе с родителями, чтобы потом украсить ими непрезентабельные трансформаторные будки и остановки.

Мозаичные панно, которые создают местные дети вместе с родителями по эскизам художников в арт-резиденции «Волна». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Мозаичные панно, которые создают местные дети вместе с родителями по эскизам художников в арт-резиденции «Волна».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Подобный проект осуществляется и в одной из средних школ. Там Катя Голотвина вместе со школьниками создает майолики, используя сугубо выксунские материалы, «керамический эндемик», по ее словам, а именно печной шлак с завода. Жизнерадостными майоликами по рисункам школьников пока украшено крыльцо школы, но этим дело явно не ограничится.

Что касается культурного центра «Волна» — заброшенное кафе 1985 года постройки было реконструировано и превратилось в эффектную модернистскую белоснежную виллу с длинным пандусом на берегу одного из прудов, — то он принимает и подростков (во время фестиваля там можно было видеть выставку про Выксу лаборатории «Каскад» и мастерской «Переосмысляя ландшафты», созданную под руководством кураторов Никиты Спиридонова и Ульяны Артамошиной), и сложившихся художников.

Культурный центр «Волна». Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia
Культурный центр «Волна».
Фото: Милена Орлова/The Art Newspaper Russia

Впервые на фестивале была показана выставка избранных произведений, созданных за 6 лет существования арт-резиденции в Выксе. Она называлась «Оранжерея» и включала в себя работы более 20 авторов, среди которых Петр Быстров, Иван Горшков, Ирина Затуловская, Георгий Острецов, Наталья Стручкова, Устина Яковлева. Картины, видео и объекты заселили новое, эффектное здание со стеклянными стенами, действительно напоминающее оранжерею, построенное на пешеходной набережной Верхневыксунского пруда. Это первые шаги по реконструкции территории старого завода и создания там «Шухов-парка» с сохранившимися в Выксе ажурными конструкциями знаменитого инженера.

Выставка «Оранжерея». Фото: «Выкса-фестиваль»
Выставка «Оранжерея».
Фото: «Выкса-фестиваль»

На набережной появился и новый арт-объект, выбранный по результатам опен-колла, — пирамида из скворечников, из которых доносятся голоса птиц, авторства Resistor Group. Однако самый мощный звуковой перформанс состоялся во второй уик-энд фестиваля, 1 июля, на площади Металлургов. Это была «Автофония» — синтетическая симфония для оркестра и автомобилей, написанная композитором Олегом Гудачевым специально для Выксы.

1 июля на площади Металлургов состоялся звуковой перформанс «Автофония» . Фото: «Выкса-фестиваль»
1 июля на площади Металлургов состоялся звуковой перформанс «Автофония» .
Фото: «Выкса-фестиваль»

На сцене расположились Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и солистки N’Cage Арина Зверева и Ольга Россини, а по периметру площади — несколько десятков автомобилей, чьи владельцы состоят участниками автомобильно-акустического сообщества Vyksa RC («Автозвук»). Их машины — с открытыми дверцами и багажниками, демонстрирующими богатство всевозможных динамиков и колонок, с зажженными фарами — полноправно включились в звуковое действо, как нельзя более отвечавшее особому, индустриальному духу города и фестиваля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+