18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как поссорились британский дилер и французский аукционный дом

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент.
Фото: Christie’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Регламент противодействия отмыванию денег обязывает аукционные дома проверять добросовестность своих клиентов. Но до какой степени — вопрос спорный. Степень прозрачности в Британии и Франции сильно различна

Аукционный дом Artcurial аннулировал сделку с лондонским дилером Патриком Маттисеном. Конфликт разгорелся вокруг картины, которую Маттисен приобрел на торгах в прошлом году. Дилер обвиняет аукционный дом в нежелании предоставить данные о провенансе лота, как того требуют процедуры по борьбе с отмыванием денег (AML). Artcurial настаивает, что выполнил все свои обязательства.

Патрик Маттисен купил картину «Нарцисс» (около 1640), авторство которой недавно было пересмотрено и приписано французскому художнику эпохи барокко Лорану де Ла Иру, за €918,4 тыс. (эстимейт €200–300 тыс.) 9 ноября. О провенансе крупноформатного полотна сообщалось лишь, что оно было приобретено в 1929 году на «анонимных торгах» Christie’s в Лондоне. Далее следы теряются, однако произведение упоминают Пьер Розенберг и Жак Тюийе в монографии 1998 года, посвященной де Ла Иру. (Долгое время авторство приписывалось французскому неоклассицисту Роберу Лефевру.)

Специалисты из галереи Маттисена выяснили, что продавцом на торгах 1929 года был подполковник Бернард Гренвилл, а покупателями — Уокинзы, лондонская дилерская династия. Тогда работа ушла за 49 гиней (что сегодня составляет £4,3 тыс.). «Мы также обнаружили, что картина почти наверняка входила в собрание Роберта Уолпола, первого графа Орфорда, и хранилась в Строберри-Хилл-Хаусе [в Лондоне]», — рассказывает Маттисен.

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640.
Фото: Christie’s

Спустя месяц после продажи на Artcurial правительство Франции выдало экспортную лицензию, однако дилер утверждает, что не мог перевезти картину в Соединенное Королевство без сведений о ее провенансе после 1929 года. «Процедуры AML требуют раскрытия личности продавца, а если произведение продавалось через агента — то личности конечного бенефициара, — объясняет он. — К сожалению, Artcurial не смог предоставить никакой полезной информации».

Все, что, по словам дилера, ему удалось получить от Artcurial, — это сведения о том, что полотно «продавала британская компания, которая приобрела его минувшим летом у некоей бельгийской семьи за €30 тыс. как произведение Лефевра». Проверить эту информацию Маттисену не удалось.

Директор отдела старых мастеров и искусства XIX века в Artcurial Матье Фурнье объясняет: «Французское законодательство обязует нас хранить конфиденциальность клиентов. Действительно, у нас нет документов, связанных с судьбой картины после 1929 года, но Патрик Маттисен знал об этом, когда покупал работу». Фурнье добавляет, что бельгийской семье сообщили об изменении атрибуции и стоимости картины.

Artcurial дважды направлял дилеру официальное требование оплатить покупку, после чего 10 апреля аннулировал продажу «по требованию продавца». По словам представителей аукционного дома, он оставляет за собой право потребовать возмещения убытков.

«Мы уже не первый раз сталкиваемся с подобными проблемами именно во Франции, — говорит Маттисен. — Если некоторые французские аукционисты не смирятся с необходимостью стать более прозрачными, британские и американские дилеры могут перестать покупать у них».  

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+