18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как поссорились британский дилер и французский аукционный дом

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент.
Фото: Christie’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Регламент противодействия отмыванию денег обязывает аукционные дома проверять добросовестность своих клиентов. Но до какой степени — вопрос спорный. Степень прозрачности в Британии и Франции сильно различна

Аукционный дом Artcurial аннулировал сделку с лондонским дилером Патриком Маттисеном. Конфликт разгорелся вокруг картины, которую Маттисен приобрел на торгах в прошлом году. Дилер обвиняет аукционный дом в нежелании предоставить данные о провенансе лота, как того требуют процедуры по борьбе с отмыванием денег (AML). Artcurial настаивает, что выполнил все свои обязательства.

Патрик Маттисен купил картину «Нарцисс» (около 1640), авторство которой недавно было пересмотрено и приписано французскому художнику эпохи барокко Лорану де Ла Иру, за €918,4 тыс. (эстимейт €200–300 тыс.) 9 ноября. О провенансе крупноформатного полотна сообщалось лишь, что оно было приобретено в 1929 году на «анонимных торгах» Christie’s в Лондоне. Далее следы теряются, однако произведение упоминают Пьер Розенберг и Жак Тюийе в монографии 1998 года, посвященной де Ла Иру. (Долгое время авторство приписывалось французскому неоклассицисту Роберу Лефевру.)

Специалисты из галереи Маттисена выяснили, что продавцом на торгах 1929 года был подполковник Бернард Гренвилл, а покупателями — Уокинзы, лондонская дилерская династия. Тогда работа ушла за 49 гиней (что сегодня составляет £4,3 тыс.). «Мы также обнаружили, что картина почти наверняка входила в собрание Роберта Уолпола, первого графа Орфорда, и хранилась в Строберри-Хилл-Хаусе [в Лондоне]», — рассказывает Маттисен.

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640.
Фото: Christie’s

Спустя месяц после продажи на Artcurial правительство Франции выдало экспортную лицензию, однако дилер утверждает, что не мог перевезти картину в Соединенное Королевство без сведений о ее провенансе после 1929 года. «Процедуры AML требуют раскрытия личности продавца, а если произведение продавалось через агента — то личности конечного бенефициара, — объясняет он. — К сожалению, Artcurial не смог предоставить никакой полезной информации».

Все, что, по словам дилера, ему удалось получить от Artcurial, — это сведения о том, что полотно «продавала британская компания, которая приобрела его минувшим летом у некоей бельгийской семьи за €30 тыс. как произведение Лефевра». Проверить эту информацию Маттисену не удалось.

Директор отдела старых мастеров и искусства XIX века в Artcurial Матье Фурнье объясняет: «Французское законодательство обязует нас хранить конфиденциальность клиентов. Действительно, у нас нет документов, связанных с судьбой картины после 1929 года, но Патрик Маттисен знал об этом, когда покупал работу». Фурнье добавляет, что бельгийской семье сообщили об изменении атрибуции и стоимости картины.

Artcurial дважды направлял дилеру официальное требование оплатить покупку, после чего 10 апреля аннулировал продажу «по требованию продавца». По словам представителей аукционного дома, он оставляет за собой право потребовать возмещения убытков.

«Мы уже не первый раз сталкиваемся с подобными проблемами именно во Франции, — говорит Маттисен. — Если некоторые французские аукционисты не смирятся с необходимостью стать более прозрачными, британские и американские дилеры могут перестать покупать у них».  

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+