18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Франциск Ассизский, «любимый менестрель Божий»

Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480. Фото: The National Gallery, London
Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480.
Фото: The National Gallery, London
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставку в Национальной галерее в Лондоне, посвященную святому Франциску, одобрил папа римский. В числе экспонатов — фрагмент рясы, которую, как считается, носил святой, и новое произведение Ричарда Лонга, созданное специально для выставки

Среди экспонатов новой выставки в лондонской Национальной галерее есть пара очень необычных для художественного музея предметов. Потрепанный кусок ткани и веревка-пояс, возраст которых, как считается, составляет более 800 лет, соседствуют с выдающимися произведениями искусства, полученными во временное пользование из государственных и частных коллекций, и работами из собственного собрания музея (среди авторов — Сассетта, Сандро Боттичелли и другие).

Выставку сопровождает послание папы римского, в котором он приветствует первую в Великобритании экспозицию, посвященную святому Франциску Ассизскому, «любимому менестрелю Божьему». Стоит вспомнить, как во время интронизации в 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергольо принял имя Франциск и процитировал завораживающий «Гимн брату Солнцу», в котором святой Франциск воспевает брата Солнце, сестру Луну и даже сестру Смерть как свою семью.

Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985. Фото: Antony Gormley/Tate, London
Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985.
Фото: Antony Gormley/Tate, London

В экспозиции представлены произведения разных эпох вплоть до картины Ричарда Лонга из речного ила, созданной специально для выставки по итогам похода художника по местам, где жил святой.

Выставку организовали директор Национальной галереи Габриеле Финальди и куратор отдела искусства и религии Йост Яустра. По их мнению, Франциск едва ли не самый часто изображаемый в произведениях искусства и литературе святой. Франциск, вне всяких сомнений, был реальным человеком по имени Джованни ди Пьетро ди Бернардоне, родившимся в Ассизи в 1181 году в семье торговца тканями. До нас дошли рукописи, написанные самим Франциском (из Ассизи на выставку привезли списки XIV века).

Франциск умер в 1226 году, и уже через два года его канонизировали. И века не прошло, как изображения Франциска появились в церквях по всей Европе.

Цикл фресок кисти Джотто в огромной базилике Святого Франциска в Ассизи нередко называют первым произведением эпохи Возрождения, а проповедь, которую нес Франциск, даже послужила источником вдохновения для вышедшего в 1980 году комикса Marvel. Во вступлении к каталогу выставки Финальди отмечает, что образ Франциска привлекает «в равной мере и христиан, и нехристиан, идеалистов и революционеров, любителей животных и тех, кто трудится во имя всеобщей солидарности людей».

Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877. Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda
Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877.
Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda

Считается, что фрагмент коричневой рясы, уложенный в золотой реликварий и хранящийся в базилике Санта-Кроче во Флоренции, когда-то принадлежал самому Франциску. Эта скромная реликвия вдохновила многие произведения искусства, представленные на выставке, в том числе серию картин Альберто Бурри Sacchi («Мешки»), экспонировавшуюся в 1975 году в Ассизи.

Трактовки образа святого порой вызывали непонимание. В 1853 году, когда Национальная галерея приобрела «Святого Франциска на коленях» (1635–1639) Франсиско де Сурбарана, один критик назвал произведение «маленькой черной отталкивающей картиной». А в 1935 году Королевская академия художеств сочла насмешкой и отвергла полученного на выставку от Тейт «Святого Франциска с птицами» Стенли Спенсера, где святой показан тучным мужчиной со стаей птиц у ног.

Идея выставки принадлежит куратору Минне Мур Эди, которая уже не работает в галерее. Из-за пандемии сроки сдвинулись, но благодаря этому в нее удалось включить картину, всплывшую в частной американской коллекции после обращения, опубликованного в The Art Newspaper в апреле 2021-го. По словам Финальди, «Святой Франциск и небесная мелодия» Фрэнка Кадогана Купера — это «причудливый, невероятно ясный и очень английский» взгляд на святого.

Национальная галерея
«Святой Франциск Ассизский»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+