18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Франциск Ассизский, «любимый менестрель Божий»

Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480. Фото: The National Gallery, London
Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480.
Фото: The National Gallery, London
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставку в Национальной галерее в Лондоне, посвященную святому Франциску, одобрил папа римский. В числе экспонатов — фрагмент рясы, которую, как считается, носил святой, и новое произведение Ричарда Лонга, созданное специально для выставки

Среди экспонатов новой выставки в лондонской Национальной галерее есть пара очень необычных для художественного музея предметов. Потрепанный кусок ткани и веревка-пояс, возраст которых, как считается, составляет более 800 лет, соседствуют с выдающимися произведениями искусства, полученными во временное пользование из государственных и частных коллекций, и работами из собственного собрания музея (среди авторов — Сассетта, Сандро Боттичелли и другие).

Выставку сопровождает послание папы римского, в котором он приветствует первую в Великобритании экспозицию, посвященную святому Франциску Ассизскому, «любимому менестрелю Божьему». Стоит вспомнить, как во время интронизации в 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергольо принял имя Франциск и процитировал завораживающий «Гимн брату Солнцу», в котором святой Франциск воспевает брата Солнце, сестру Луну и даже сестру Смерть как свою семью.

Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985. Фото: Antony Gormley/Tate, London
Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985.
Фото: Antony Gormley/Tate, London

В экспозиции представлены произведения разных эпох вплоть до картины Ричарда Лонга из речного ила, созданной специально для выставки по итогам похода художника по местам, где жил святой.

Выставку организовали директор Национальной галереи Габриеле Финальди и куратор отдела искусства и религии Йост Яустра. По их мнению, Франциск едва ли не самый часто изображаемый в произведениях искусства и литературе святой. Франциск, вне всяких сомнений, был реальным человеком по имени Джованни ди Пьетро ди Бернардоне, родившимся в Ассизи в 1181 году в семье торговца тканями. До нас дошли рукописи, написанные самим Франциском (из Ассизи на выставку привезли списки XIV века).

Франциск умер в 1226 году, и уже через два года его канонизировали. И века не прошло, как изображения Франциска появились в церквях по всей Европе.

Цикл фресок кисти Джотто в огромной базилике Святого Франциска в Ассизи нередко называют первым произведением эпохи Возрождения, а проповедь, которую нес Франциск, даже послужила источником вдохновения для вышедшего в 1980 году комикса Marvel. Во вступлении к каталогу выставки Финальди отмечает, что образ Франциска привлекает «в равной мере и христиан, и нехристиан, идеалистов и революционеров, любителей животных и тех, кто трудится во имя всеобщей солидарности людей».

Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877. Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda
Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877.
Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda

Считается, что фрагмент коричневой рясы, уложенный в золотой реликварий и хранящийся в базилике Санта-Кроче во Флоренции, когда-то принадлежал самому Франциску. Эта скромная реликвия вдохновила многие произведения искусства, представленные на выставке, в том числе серию картин Альберто Бурри Sacchi («Мешки»), экспонировавшуюся в 1975 году в Ассизи.

Трактовки образа святого порой вызывали непонимание. В 1853 году, когда Национальная галерея приобрела «Святого Франциска на коленях» (1635–1639) Франсиско де Сурбарана, один критик назвал произведение «маленькой черной отталкивающей картиной». А в 1935 году Королевская академия художеств сочла насмешкой и отвергла полученного на выставку от Тейт «Святого Франциска с птицами» Стенли Спенсера, где святой показан тучным мужчиной со стаей птиц у ног.

Идея выставки принадлежит куратору Минне Мур Эди, которая уже не работает в галерее. Из-за пандемии сроки сдвинулись, но благодаря этому в нее удалось включить картину, всплывшую в частной американской коллекции после обращения, опубликованного в The Art Newspaper в апреле 2021-го. По словам Финальди, «Святой Франциск и небесная мелодия» Фрэнка Кадогана Купера — это «причудливый, невероятно ясный и очень английский» взгляд на святого.

Национальная галерея
«Святой Франциск Ассизский»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
3
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+