18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Стамбул: новая ярмарка на фоне художественного бума

Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: Firuz Soyuer/CI BLOOM
Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: Firuz Soyuer/CI BLOOM

Новая ярмарка CI Bloom, отпрыск известной ярмарки Contemporary Istanbul, — это хороший повод познакомиться с испытывающей подъем турецкой арт-сценой

Ярмарка CI Bloom 2023, фокусирующаяся на турецком современном искусстве, запущена той же энергичной командой во главе с Али Гюрели, что раскрутила международную Contemporary Istanbul, которая пройдет в сентябре в 18-й раз. И все это происходит на фоне открытия в Галатском порту музея современного искусства Istanbul Modern по проекту Ренцо Пьяно, выставок современных турецких звезд в еще одном музее современного искусства — Arter — и множества других арт-инициатив.

Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: CI BLOOM
Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: CI BLOOM

Идея сделать специальную локальную ярмарку возникла сразу после пандемии, с тем чтобы поддержать художественное сообщество, и первый выпуск ярмарки оказался столь успешным, что в этом году решились на вторую. Она прошла с 31 мая по 4 июня в Международном выставочном центре Лютфи Кырдара. Экспертный совет отобрал 25 галерей из 97 заявок. В основном галереи базируются в Стамбуле (некоторые имеют филиалы в Берлине и Лондоне), представлены и такие города, как Анкара, Анталья, Измир.

Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: Emirkan Cörüt/CI BLOOM
Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: Emirkan Cörüt/CI BLOOM

Просторные боксы галерей демонстрировали широту диапазона — от живописи и скульптуры до концептуальных арт-объектов, видео-арта и перформанса. Некоторые рискнули выставить только по одному автору, что всегда украшает стенды. В случае галереи Den Art это был дуэт — Эртугрул Гунгор и Фарук Эртекин — с запоминающейся инсталляцией из керамических ваз и панно на синем фоне стен, апеллирующей к османской изразцовой роскоши, но с современными сюжетами: герои смотрят телевизор, ходят в фитнес-зал и тому подобное (отдельные объекты были проданы за €7 тыс.).

Arton Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: CI BLOOM
Arton Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: CI BLOOM

Главной звездой на стенде галереи Piramid Sanat стал Бедри Байкам. И это неудивительно — ведь он и основал галерею, она же центр искусства. Байкам весьма примечательная личность. Не только художник, но и актер, телеведущий, журналист и даже политик. Прославился он еще в раннем детстве как вундеркинд. «Ребенок, который рисует не останавливаясь» — так про него писала газета Herald Tribune. Учился в 1970-е в Сорбонне экономике, потом уехал в Соединенные Штаты, занимался кино и стрит-артом. В Турцию вернулся в конце 1980-х, баллотировался в парламент, основал несколько международных арт-организаций. На ярмарке можно было приобрести его «Карту истории искусства» — рисованный коллаж из картинок и стрелочек, где люди и явления начиная с XIII века расположены так: по левую руку — западное искусство, по правую — все остальное, по центру — то, в чем они пересекаются. В правой части, например, обнаружились, помимо понятных Родченко и Татлина, Ленин и Горький. Рядом было устроено нечто вроде фотоателье. Художник Мехмет Йылмаз предлагал посетителям поучаствовать в его проекте, который любого желающего превращает в Джоконду. Надо просто сесть в кресло, принять соответствующую позу и сфотографироваться, а фон, повторяющий пейзаж с картины Леонардо, доделает все остальное.

Dirimart Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: CI BLOOM
Dirimart Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: CI BLOOM

Другая гордость турецкого искусства, Саркис (р. 1938), был представлен на ярмарке новыми работами — витражами-лайтбоксами на основе обработанных фото с включением неона (€65 тыс.). Саркис (Саркис Забунян) — художник со сложным бэкграундом. Родившийся в Стамбуле этнический армянин, карьеру он сделал во Франции как художник-концептуалист, использующий разные медиа, в том числе музыку. Еще юношей он участвовал в легендарной выставке концептуалистов «Когда отношения становятся формой». В 2015 году, когда отмечалось 100-летие геноцида армян, он выступил на Венецианской биеннале сразу от двух стран — Турции и Армении. Сейчас проходит его ретроспектива «Бесконечность» в стамбульском музее современного искусства Arter. Гигантские инсталляции с неоновыми трубками сочетаются у него с крошечными штучками, помещенными в найденные на местных рынках старинные рамки. Эта серия под названием «Иконы» была начата в 1986 году, и первым ее экспонатом — а сейчас их сотни, — стал портрет Андрея Тарковского, одного из кумиров Саркиса.

Zilberman Gallery. Ярмарка CI BLOOM 2023. Фото: CI BLOOM
Zilberman Gallery. Ярмарка CI BLOOM 2023.
Фото: CI BLOOM

Многих героев ярмарки можно найти в экспозиции недавно открытого музея Istanbul Modern, где не только показывают интернациональных художников, но и прочерчена история современного турецкого искусства с 1950-х годов. Там на почетном месте, например, абстрактная живопись принцессы Фахрельниссы Зейд (1901–1991), одной из первых турецких художниц, чью ретроспективу в 2017 году провел Тейт Модерн. Художницы следующих поколений весьма заметны на турецкой сцене. Белые скульптуры Гюль Илгаз, как будто прячущие под пеленой реальные предметы, заняли стену Galeri/Miz. Яркие и ироничные картины Мерве Моркоч (р. 1986) привлекали внимание на стенде Martch Art Project. Галерея Art On Istanbul показывала фотографический триптих Дамлы Сари (р. 1993), запечатлевший ее перформансы — манипуляции со старинной мебелью. Так, на одной из фотографий она делает красный «педикюр» изящным ножкам антикварного стула.

Martch Art Project. Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: CI BLOOM
Martch Art Project. Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: CI BLOOM

Особый акцент организаторы сделали на дигитальное искусство — ему были посвящены несколько спецпроектов ярмарки, а также параллельная выставка «Метазнание. Ритм алгоритма» в новом пространстве реконструированного кожевенного завода в районе Казличешме. Приятно отметить, что куратор Эсра Озкан среди прочих участников выбрала и российского художника ::vtol:: (Дмитрий Морозов). Его новая работа — это электронная скульптура-зверушка под названием «Надежда», реагирующая на наши эмоции (например, на звук плача). Медиаискусство также показывают в новом Культурном центре имени Кемаля Ататюрка на площади Таксим.

Oktem Aykut Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023. Фото: CI BLOOM
Oktem Aykut Gallery. Ярмарка CI Bloom 2023.
Фото: CI BLOOM

Ярмарка CI Bloom может праздновать успех: 17 галерей сообщили о продажах, цены варьируются от €5 тыс. до €150 тыс. По словам Али Гюрели, главы фонда Contemporary Istanbul, «ярмарка — это также и место встречи нонпрофитных креативных индустрий и инициатив, и ее задача — подстегнуть развитие турецкого арт-сектора, показав новое поколение художников и арт-профессионалов». Фонд также планирует в сентябре запуск турецкого издания The Art Newspaper Turkey, о деталях которого будет объявлено позднее.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+