18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый шанс для старых мастеров: новые покупатели стали присматриваться к искусству старше ХХ века

Гленн Браун. «Йозеф Бойс». 2001. Фото: Гленн Браун
Гленн Браун. «Йозеф Бойс». 2001.
Фото: Гленн Браун
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

В непростые времена покупатели стремятся к большей безопасности, как в финансовом, так и в психологическом отношении. А значит, обращают внимание на старое искусство, еще недавно проходившее по разделу «скучного»

На протяжении почти двух десятилетий арт-рынок неизменно тяготел к послевоенным хитам, а старое искусство отправлялось в раздел «скучное». Библейские сюжеты, античные мифы или портреты людей, у которых нет аккаунта в соцсетях, не находили отклика у современного зрителя.

И вот внезапно мы будто бы проснулись. Главный блокбастер наших дней — выставка Яна Вермеера в амстердамском Рейксмузеуме, билеты на которую расхватали в первые недели после открытия. В числе других недавних хитов — экспозиция Донателло во флорентийском Палаццо Строцци.

Рынок не остался в стороне — Боттичелли и Каналетто начали уходить за восьмизначные суммы, которые обычно остаются уделом Рихтеров и Пикассо (отчасти это произошло благодаря распродаже коллекции покойного сооснователя Microsoft Пола Аллена). Одной из самых дорогих работ, проданных в прошлом году, стал натюрморт «Корзина земляники» (около 1761) Жан-Батиста Симеона Шардена, ушедший на торгах Artcurial за €24,4 млн.

Жан-Батист Симеон Шарден. «Корзина земляники». Около 1761. Фото: Artcurial
Жан-Батист Симеон Шарден. «Корзина земляники». Около 1761.
Фото: Artcurial

Галереи тоже начали присматриваться к искусству старше ХХ века. В марте Saatchi Yates, основанная в 2020 году, чтобы представлять начинающих современных художников, открыла новое направление «Мастера». «Имела место определенная смена настроений», — комментирует соосновательница галереи Фиби Саатчи-Йетс.

Эту смену настроений можно описать как желание подстраховаться. Конечно, ажиотаж вокруг ряда самых модных сегодня имен на аукционах по-прежнему есть, однако он уже не тот. Судя по недавним результатам, работы с эстимейтом £40 тыс., которые еще недавно уходили за £1 млн, сейчас имеют шанс продаться, скорее, за £500 тыс.

При этом цены на послевоенное искусство, служившее зоной безопасности прежде, доросли до уровня, который могут позволить себе лишь очень немногие чрезвычайно состоятельные покупатели.

Существуют и другие факторы, в более долгосрочной перспективе работающие на популярность «старичков» — а в последнее время все чаще и «старушек». Такие известные и авторитетные художники современности, как Дженни Савиль и Гленн Браун, несом­ненно, во многом наследуют своим предшественникам — старым мастерам, в то время как еще более молодые художники все чаще обращаются к сюрреализму. В этой сфере появилось и новое поколение дилеров. Первой ласточкой стала галерея Lullo Pampoulides, открывшаяся в 2016 году, а сегодня такие дилеры, как Elliott Fine Art, Ben Hunter и Ambrose Naumann (все они представлены в отделе молодых галерей на TEFAF), успешно идут по ее стопам. Это поколение умеет рассказывать истории и эффективно использует соцсети и другие ресурсы, выводя старых мастеров к прежде недоступной им аудитории.

Прежние проблемы этого рынка, разумеется, никуда не делись: с одной стороны, на нем попросту не так много работ хорошего уровня; с другой стороны, ситуацию осложняют вопросы провенанса и состояния произведений. Традиционные покупатели исчезают с рынка, но продавцы, готовые прикладывать усилия, имеют все шансы привлечь новое поколение.  

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
4
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
Ивановская область может по-настоящему удивить. В XIX веке местные промышленники превращали затерянные в лесах села в процветающие города. Плоды их трудов чудом сохранились, а некоторые фабрики и музеи и сегодня функционируют
04.07.2025
«Ситцевый край»: Иваново, Шуя, Вичуга и Южа. Наследие текстильных промышленников
5
Садовая галерея
Частные ландшафтные сады как новый тренд, который помогают воплощать высокотехнологичные гаджеты CAIMAN
04.07.2025
Садовая галерея
6
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
7
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы до 28 июля. И пока сайт не будет обновляться, мы предлагаем посмотреть дайджест наших текстов за этот год и спланировать свой досуг и поездки
04.07.2025
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+