18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена

Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов. Фото: National Museums Scotland
Иконография этой статуи не давала покоя поколениям египтологов.
Фото: National Museums Scotland
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны

В собрании Национальных музеев Шотландии (NMS) в Эдинбурге уже более 150 лет хранится необычная древнеегипетская статуэтка, изображающая коленопреклоненного человека. Его лицо было утрачено в неустановленный момент 3000-летней истории скульптуры. На коленях у мужчины лежит пухлая детская фигурка, которую он придерживает вытянутыми руками. Нет никаких сомнений в том, что этот ребенок — фараон.

Над скульптурой ломали голову поколения египтологов, ведь, согласно строгим правилам, регулировавшим все аспекты жизни в Древнем Египте, обычный человек ни при каких обстоятельствах не мог дотронуться до правителя страны. На протяжении столетий создание подобной композиции считалось бы ересью.

«Как только я увидела ее, я подумала: „Эта статуэтка не должна была существовать“, — рассказывает Маргарет Мейтленд, главный куратор отдела Древнего Средиземноморья в Национальных музеях Шотландии. — Она поразила меня».

В конце концов Мейтленд удалось раскрыть тайну древней статуи. Она не только установила личность человека без лица, но и выделила, в том числе в коллекциях ведущих мировых музеев, целую группу скульптур, которые прежде не связывали друг с другом. Исследовательница обнаружила, что все они происходят из одного и того же места в Египте — ныне заброшенной деревни Дейр-эль-Медина, где некогда жили ремесленники, которые проектировали, строили и украшали гробницы фараонов.

Свои выводы Мейтленд представила на международной конференции в Дейр-эль-Медине и в туринском Египетском музее. До того кураторы NMS придерживались мнения, что статуя изображает наставника с ребенком из царской семьи.

«Мы явно видим фараона в короне, но обычного человека ни за что не поместили бы рядом с правителем на трехмерном изображении, — объясняет Мейтленд. — Запрет на подобное соседство действовал даже для двухмерных росписей гробниц».

Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS). Фото: National Museums Scotland
Древнеегипетская статуэтка из собрания Национальных музеев Шотландии (NMS).
Фото: National Museums Scotland

Загадочная статуэтка вошла в собрание эдинбургского музея в 1985 году, а происходила она из частной коллекции выдающегося, но почти забытого архео­лога Александра Генри Райнда, умершего от туберкулеза в 1863 году в возрасте всего 29 лет. Изучив его записи, Маргарет Мейтленд выяснила, что молодой архео­лог обнаружил эту статую как раз на территории Дейр-эль-Медины.

Погрузившись в жизнь этой деревни, она постепенно осознала, что фигурка на коленях мужчины вовсе не сам фараон, а его статуя. Более крупная фигура коленопреклоненного человека с протянутыми руками напоминает другие древнеегипетские изображения людей с подношениями. Исследовательница взялась изучать остальные скульптуры из Дейр-эль-Медины и выделила целую иконографическую группу, в которую в числе прочего входят замечательный резной экземпляр из коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея и ряд объектов из Национального музея Египта.

Мейтленд пришла к выводу, что привилегированные мастера Дейр-эль-Медины имели право создавать подобные подношения для собственного храма, посвященного богине Хатхор, в которых они изображали самих себя. Об этом, конечно, не могло не быть известно при царском дворе. Ученый считает, что подобные изображения были выгодны обеим сторонам и служили укреплению как авторитета правителей, так и лояльности деревенских чиновников.

Так кем же был человек без лица, держащий статую фараона-ребенка? Голова жертвователя увенчана венком из цветов. Этот элемент часто встречается на изображениях женщин и очень редко — мужчин, за исключением, как обнаружила Мейтленд, периода правления Рамсесов. Царствование Рамсеса II, известного как Рамсес Великий, длилось с 1279 по 1213 год до н.э. и было вторым по продолжительности среди всех правителей Древнего Египта. Он возвел больше храмов и статуй, прославляющих его, чем любой другой фараон. Самым высокопоставленным человеком в Дейр-эль-Медине был визирь, напрямую связанный с двором Рамсесов, однако одежды изображенного не похожи на те, что обычно носили столь влиятельные чиновники. Следующим в иерархии был старший писец, отвечавший за важнейшие надписи на гробницах. Мейтленд полагает, что именно по его заказу и была создана статуэтка. Если ее догадка верна и статуэтка относится ко времени правления фараона Рамсеса II, то нам известно имя его старшего писца — Рамос, чья гробница сохранилась до наших дней. Это значит, что Рамос все же обрел бессмертие — в зале эдинбургского музея.

Египтологи известны своей любовью к спорам, а опровержение новых теорий — их любимый вид спорта. Но пока выводы Мейтленд не встретили возражений.

«Предстоит еще много работы, — говорит она. — Меня не оставляет мысль о том, что утраченная надпись — а может быть, даже утраченное лицо — может лежать где-то в песках в ожидании археологов, чтобы доказать или разгромить мою теорию».

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+