18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мерет Оппенгейм: земную жизнь пройдя до половины

Мерет Оппенгейм. «The Night, Its Volume and What Endangers It (La nuit, son volume et ce qui lui est dangereux)». 1934. Фрагмент. Фото: The Menil Collection, Houston/ARS, New York/Pro Litteris, Zurich
Мерет Оппенгейм. «The Night, Its Volume and What Endangers It (La nuit, son volume et ce qui lui est dangereux)». 1934. Фрагмент.
Фото: The Menil Collection, Houston/ARS, New York/Pro Litteris, Zurich
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Автобиографический альбом знаменитой сюрреалистки, который можно назвать «антибиографией», датирован 1943 годом, хотя в реальности создавался позднее. И это не единственная загадка рукописи, изданной сейчас факсимильно и подробно прокомментированной

Изучение записей Мерет Оппенгейм (1913–1985) в ее Mein Album/My Album порой напоминает заглядывание в окна проносящегося мимо поезда: это яркие проблески разрозненных сценок, каждая из которых могла бы породить отдельный сюжет. Но даже когда в поле зрения оказываются ее друзья-художники, знаменитые и не очень: Макс Эрнст, Леонор Фини, Альберто Джакометти, Майо (Антуан Мальяракис), Ирен Цуркинден, — «Мой альбом» все же не позволяет читателю заступать за некоторые границы частной жизни.

Meret Oppenheim. «Mein Album/My Album: The Autobiographical Album from Childhood until 1943 and a Handwritten Biography» / Lisa Wenger, Martina Corgnati, eds. Scheideger & Spiess. 328 с.: 179 ил. £42, €50. На английском языке
Meret Oppenheim. «Mein Album/My Album: The Autobiographical Album from Childhood until 1943 and a Handwritten Biography» / Lisa Wenger, Martina Corgnati, eds. Scheideger & Spiess. 328 с.: 179 ил. £42, €50. На английском языке

Редакторы Лиза Венгер и Мартина Корньяти называют это собрание рисунков и фотографий «дневником, гезамткунстверком, фрагментарной автобиографией или, возможно, „антибиографией“, произведением искусства, созданным художницей, у которой были непростые отношения со временем и, в частности, со своей собственной историей». Они выпустили книгу тихой красоты, расположив факсимильное воспроизведение скромной тетради Оппенгейм на цветных страницах, которые содержат немецкие транскрипции и их английские переводы.

Надпись на обложке оригинального альбома указывает на первые 30 лет жизни художницы: Von der Kinderheit bis 1943 («С детства до 1943 года»). Хотя в действительности составлен он был в марте 1958-го, через 15 лет после окончания упомянутого периода и в последний год жизни ее матери. Существует предположение, что более ранняя версия была уничтожена в процессе авторской компиляции. Финальный вариант «Альбома» таит в себе связь между вдохновением детства, профессиональной зрелостью 1930–1940-х годов и взглядом в прошлое из конца 1950-х.

Мерет Оппенгейм. «Каменная женщина». 1938. Фрагмент. Фото: Scheidegger & Spiess
Мерет Оппенгейм. «Каменная женщина». 1938. Фрагмент.
Фото: Scheidegger & Spiess

Все эти флешбэки так или иначе относятся к раннему периоду творчества Мерет Оппенгейм — начиная с семейной жизни в Южной Германии и Швейцарии. Благодатной почвой для нее послужило то, что она вместе с братьями и сестрами жила — по словам процитированного ею коллеги-художника Ханса Рихтера — в доме, который «выглядел так, будто при нем 12 слуг, но все функционирует в соответствии с правилами анархизма».

Плененная в середине 1930-х парижским сюрреализмом, Мерет Оппенгейм впоследствии испытывала к нему двойственное отношение. Тем не менее первое признание она получила благодаря работам наподобие «Головы утопленника, 3-е состояние» (1933), сделанной из дерева и засахаренного миндаля, а громкую славу ей принес «Объект» (1936), который Андре Бретон переименовал в «Обед в мехах». Позднее Оппенгейм вставила в свой альбом письмо Альфреда Гамильтона Барра-младшего, где тот благодарит ее за продажу обитого мехом чайного мини-сервиза Музею современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. В определенном смысле эта ее работа затмила все последующие.

Мерет Оппенгейм. «Сон белой черепахи с подковами на ногах». 1975. Фрагмент. Фото: Scheidegger & Spiess
Мерет Оппенгейм. «Сон белой черепахи с подковами на ногах». 1975. Фрагмент.
Фото: Scheidegger & Spiess

Нарастающие с конца 1930-х сомнения Оппенгейм в правильности выбранного пути совпали с приближением Второй мировой войны. Искусственная веселость снимков из нейтральной Швейцарии начала 1940-х годов контрастирует с загадочной и фантасмагорической картиной 1943 года «Война и мир». Чек о продаже этого произведения Оппенгейм приклеила на последнюю страницу альбома и добавила фразу: «С 1954 года живопись снова стала возможна», тем самым признав задним числом десятилетний творческий кризис.

Mein Album/My Album — пронзительная книга, в которой чувствительность главной героини трактована и преподнесена очень достойно. Переложенный на английский язык, этот своеобразный художественный дневник, особенно в сочетании с недавней ретроспективой «Мерет Оппенгейм. Моя выставка» в MoMA, наверняка будет способствовать пересмотру ее роли и значения на международном уровне. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+