На функциональных прогулках Центра «Зотов» можно узнать, как возникла архитектура авангарда и что пришло ей на смену, какие течения выделяли в авангарде, кто такие конструктивисты и как изменилась Москва после революции. Участники прогулок узнают, как функция определяет устройство города, исследуют планировку зданий и их внешний вид, смогут понять, как меняется назначение построек с течением времени, какие функции быстро устаревают, а какие остаются актуальными во все времена.
Сотрудники Центра «Зотов» выбрали примечательные образцы конструктивизма с разными функциями, сохранившиеся в Москве.
Дарья Филиппова
генеральный директор
Функция: завод, культурный центр
Где: Ходынская улица, 2
Когда: 1931
Кто: Василий Зотов, Георгий Марсаков, Александр Никольский, Сергей Чобан и бюро СПИЧ
Деталь: кольцевой конвейер
Здание хлебозавода на Ходынской улице было построено в 1931 году и стало первым из пяти реализованных в СССР кольцевых хлебозаводов-автоматов системы инженера Георгия Марсакова. В основе здания лежит кольцевой конвейер, что предопределило цилиндрическую форму главного корпуса, все коммуникации которого располагаются по оси. Первые хлебозаводы по программе механизации хлебопечения были оснащены длинными прямолинейными конвейерами. Кольцевой же конвейер позволял осуществлять непрерывное производство. Мука превращалась в хлеб, двигаясь поэтапно сверху вниз. В подвале были складские помещения, откуда на лифте мука отправлялась на самый верх, ниже вымешивалось и бродило тесто, формировались и выпекались батоны, а на первом этаже осуществлялась отгрузка. В центральный цилиндрический объем врезаны башенки лестничных клеток, что придает ему особую выразительность. В пристроенном прямоугольном в плане корпусе находились вспомогательные помещения — этот объем получил декоративный аттик, украшенный надписью «1931», выполненной типичным для своего времени рубленым шрифтом.
Порядковый номер 5 был присвоен хлебозаводу в рамках общегородской программы строительства хлебозаводов, призванных сменить маленькие пекарни и наладить выпуск хлебобулочной продукции в промышленных масштабах. В Москве процессом организации массового строительства хлебозаводов руководил заведующий производственным отделом хлебопечения Моспотребсоюза Василий Зотов, позже ставший наркомом пищевой промышленности. Первый хлебозавод, построенный по кольцевой технологии, впоследствии был назван именно его именем.
Впервые я попала в здание в 2019 году, когда его реконструкцией стал заниматься банк ВТБ. Хлебозавод был в разрухе, но его интерьеры, пространственные объемы и невероятный свет внутри поражали с первого взгляда. Мне особенно запомнился четвертый этаж: потолок там был деревянный, ярко-рыжего оттенка, напоминавший какой-то старый деревянный корабль.
В современном интерьере здания оригинальный деревянный потолок четвертого этажа, где сейчас разместились кинотеатр и лекторий, сохранен, но выкрашен в белый цвет. Также на четвертом этаже можно увидеть барабан бывшего конвейера в его изначальной шестигранной конфигурации, облицованный плиткой. При посещении центра советую внимательно его рассмотреть. По мнению многих посетителей, он представляет собой отдельный арт-объект и своеобразное «лицо» — очень запоминающийся элемент Центра «Зотов».
Валерия Агафонова
программный директор
Функция: рабочий клуб, ресторан, студенческий кампус
Где: улица Плющиха, 64/6
Когда: 1927
Кто: Константин Мельников, Генрих Карлсен
Деталь: оригинальная система лестниц
Клуб завода «Каучук» был построен в 1927 году по проекту архитектора Константина Мельникова при участии конструктора Генриха Карлсена. Здание было заказано профсоюзом химиков. Оно расположено на участке неправильной формы на углу Плющихи и 2-го переулка Тружеников. Константин Мельников предложил оригинальное и функциональное архитектурное решение. Клуб в плане — это сектор, обращенный скругленной частью к перекрестку и акцентирующий его. С одной стороны к центральному объему примыкал прямоугольный репетиционный зал, с другой — одноэтажный спортивный корпус. В центральном цилиндре размещались вестибюль, кассы и главный вход в здание. Плоская терраса располагалась на кровле цилиндрической части и могла превращаться в трибуну. Также в клубе были комнаты для кружковых занятий.
Полукруглый трехъярусный зал вмещал до 800 зрителей. Предполагалось, что он будет трансформироваться. Центральная часть партера со сценой должна была подниматься по вертикали до уровней каждого из балконов, освобождая нижний ярус для массовых действ. Однако замысел архитектора осуществлен не был.
Также Константином Мельниковым была предложена оригинальная система лестниц: нижний вход из кассового вестибюля и боковые выходы вели на нижний ярус зала, а верхние ярусы обслуживались наружными лестницами, фланкирующими цилиндр. Это позволяло разводить встречные потоки людей и при необходимости облегчить эвакуацию.
В начале 1950-х годов оригинальные интерьеры были утрачены, а в результате ремонта 1990–2000-х было изменено остекление, что кардинально исказило вид здания. В 2020 году клуб был передан Сеченовскому университету под кампус — там разместятся музей и конференц-залы.
Анна Замрий
младший куратор выставочного направления
Функция: административное здание
Где: Садовая-Спасская улица, 11/1
Когда: 1928–1933
Кто: Алексей Щусев
Деталь: лифты непрерывного действия (патерностеры)
Комплекс построен в 1928–1933 годах по проекту архитектора Алексея Щусева и коллектива его мастерской (Дмитрий Булгаков, Александр Гринберг, Яков Корнфельд, Исидор Француз, Константин Яковлев) специально для Наркомзема — Народного комиссариата земледелия СССР, существовавшего в 1929–1946 годах. Здание занимает целый квартал и состоит из двух асимметричных корпусов, выстроенных вокруг внутреннего двора в форме трапеции. Фасады также асимметричны, что подчеркивает расположение здания в городе, акцентируя пересечения улиц. Корпус, выходящий на Садовую-Спасскую улицу, выделяется асимметричным решением углов: со стороны проспекта Академика Сахарова угол скруглен, сверху выступает прямоугольный объем; со стороны Орликова переулка угол оформлен ризалитом в форме полуцилиндра. На уровне восьмого этажа располагается скругленное с одной стороны ленточное окно, освещающее актовый зал, с другой стороны его завершают угловые часы с двумя циферблатами.
Здание Наркомзема находится рядом с двумя выдающимися модернистскими постройками 1920-х годов — Госторгом архитектора Бориса Великовского и Центросоюзом Ле Корбюзье. Благодаря отделке штукатуркой густо-красного цвета здание перекликается с колористическим решением также расположенного невдалеке Казанского вокзала, построенного Щусевым в совершенно другой стилистике. Здание вокзала было завершено за два года до начала проектирования Наркомзема.
Уникальной технической деталью здания Наркомзема были лифты непрерывного действия с кабинами без дверей — патерностеры. Сейчас это единственное в Москве здание с функционирующим лифтом данного типа.
Впоследствии Народный комиссариат земледелия был реорганизован в Министерство сельского хозяйства. После распада СССР в здании разместилось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. До наших дней интерьеры сохранились фрагментарно: наливные полы с каменной крошкой, искусственные мраморные колонны в конференц-зале, дубовые панели стен и люстры.
Полина Стрельцова
старший куратор выставочного направления
Функция: офисное здание, жилой дом
Где: Калашный переулок, 2/10
Когда: 1923–1925
Кто: Александр Родченко, Владимир Маяковский, Владимир Цветаев, Артур Лолейт, Илья Глазунов
Деталь: надпись «Нигде кроме как в Моссельпроме»
В 1912 году купец Андрей Титов заказал постройку доходного дома на пересечении Калашного, Малого и Нижнего Кисловских переулков архитектору Николаю Струкову. Из-за нарушения строительных норм в марте 1913-го высотный по меркам того времени, семиэтажный дом рухнул. Сохранилась небольшая часть по адресу: Калашный переулок, 4. Николай Струков был арестован на полтора месяца, а Андрей Титов оштрафован на 100 рублей (цена лошади).
В 1923 году с началом нэпа был создан торговый гигант — пищевой трест Моссельпром, для которого под руководством гражданского инженера Владимира Цветаева (иногда в авторах фигурируют Яков Райх и Давид Коган) дом все же достроили. К 1925 году здание приобрело узнаваемое завершение в виде угловой башни с часами, спроектированной инженером Артуром Лолейтом. Часы до наших дней не сохранились.
Сам дом кирпичный, а башня возведена с использованием железобетона, тогда только начинавшего применяться в строительстве. В соответствии с модой фасады имитируют железобетонный каркас и сплошное остекление. Такая мимикрия под конструктивизм — частое явление для того времени, когда экономической возможности реализовать архитектурное решение с применением большого количества металла не было.
Период нэпа — время расцвета рекламы. В 1923 году на Моссельпром начинают работать Александр Родченко и Владимир Маяковский. Родченко был дизайнером, Маяковский — автором ярких, броских слоганов — копирайтером. Сейчас бы их предприятие назвали рекламным агентством — тогда они придумали название «реклам-конструкторы».
Родченко разработал ультрасовременное оформление фасадов здания Моссельпрома. Имитация сплошного остекления была подчеркнута голубыми горизонтальными и синими вертикальными полосами в простенках между окнами. Балконы были выкрашены красным. На фасадах, выходящих на перекресток, располагались вертикальные надписи «Моссельпром» и «МСНХ» (Московский совет народного хозяйства). Торцевая стена со стороны Нижнего Кисловского была оформлена шрифтовой композицией с наименованием и изображением товаров, предлагаемых Моссельпромом, и многократно повторяющимся знаменитым лозунгом Маяковского «Нигде кроме как в Моссельпроме» (эти проекты можно посмотреть в центре «Зотов» на второй выставке «Логос: голос конструктивизма»). Все это было выполнено в рамках разработки фирменного стиля для треста. «Реклам-конструкторы» придумывали рекламные плакаты, этикетки и даже конструкцию лотков для продажи продукции. В отечественной практике такие комплексные дизайнерские проекты впервые выполнили Родченко и Маяковский.
В 1937 году трест Моссельпром был ликвидирован — здание снова стало жилым. Его заняли чиновники и генералы, а фасад был перекрашен в бежевый цвет. В 1960-х годах дом был передан Мосгорисполкому, и состав жильцов изменился: с 1963 года в нем были мастерская художника Ильи Глазунова, квартира лингвиста Виктора Виноградова. В 1970–1980-х на первых этажах здания располагались структуры одного из факультетов ГИТИСа. А в 1997 году были проведены работы по восстановлению росписи по проекту Елены Овсянниковой (при участии Андрея Туканова), и здание вновь обрело свой яркий конструктивистский образ.
Ольга Муромцева
директор научной программы
Функция: фабрика, столовая, магазин, офисное здание
Где: Ленинградский проспект, 7, строение 1
Когда: 1928
Кто: Алексей Мешков
Деталь: обеденный зал на 1,5 тыс. мест
После 1917 года большое значение начало уделяться переносу бытовых функций из частных помещений в общественные пространства. Таким образом, в период нэпа стали открываться фабрики-кухни и общественные столовые. Возведение фабрики-кухни № 1 в 1928 году было экспериментом, она стала первым отдельно стоящим зданием с подобной функцией. Символично и ее расположение: фабрика-кухня находилась напротив ресторана «Яр», где проводила время дореволюционная аристократия. Здание было спроектировано архитектором Алексеем Мешковым в виде сектора. На эскизах присутствовали радиомачты, популярные у архитекторов-авангардистов, однако позже от этой идеи отказались. Подвальный этаж предназначался для хранения продуктов. На первом этаже располагались кухни, закусочная и зал для продажи готовых обедов. На втором этаже был обеденный зал на 1,5 тыс. мест. Двухэтажная система позволяла осуществлять конвейерное производство обедов — они распределялись по заводским столовым и отпускались на дом. На плоской кровле планировали разместить летнюю столовую.
Впоследствии галерею на верхнем этаже застеклили, а здание подверглось перепланировкам. Сейчас в нем располагается Институт прикладной механики РАН.
Гаянэ Арутюнян
координатор выставочных проектов
Функция: бани, культурно-оздоровительный центр
Где: Автозаводская улица, 21
Когда: 1920-е
Кто: Сергей Панин, Артур Лолейт
Деталь: план в виде самолета — аэроплана «Илья Муромец»
Бани-купальни, строительство которых началось в 1920-х годах, были призваны привить гражданам любовь к спорту и гигиене. Их также называли «комбинатами чистоты».
Баня-купальня Рогожско-Симоновского района была построена для рабочих заводов АМО (позднее — ЗИЛ) и «Динамо» по проекту архитектора-инженера Сергея Панина. Консультантом проекта выступил инженер Артур Лолейт. Здание было спроектировано так, чтобы иметь большую пропускную способность. Строительство осуществлялось на деньги займа Моссовета, то есть на сбережения трудящихся. По замыслу архитектора здание имеет форму самолета (воспроизводит схему аэроплана «Илья Муромец» 1910-х годов).
В центральном корпусе находится главный вход; там же расположен гардероб, над которыми размещалась чаша бассейна длиной 25 м. Это был один из крупнейших в СССР крытых бассейнов. В боковых двухэтажных крыльях размещены бани и душевые. Потолок первого этажа повторял уклон чаши бассейна. Помещение вызывало ассоциации с храмовым пространством, что настраивало посетителей на торжественный лад. Здание не обладало богатым убранством интерьера, в отделке использовались простые материалы — штукатурка и керамическая плитка. Декоративными элементами служили вазоны с изображениями серпа и молота, а также две гипсовые скульптуры на балконе — «Спортсмен» и «Пловчиха».
Сейчас здание занимает культурно-оздоровительный центр. Интерьеры бассейна преимущественно сохранились, однако другие пространства претерпели значительные изменения. Правое крыло было снесено при прокладке участка Третьего транспортного кольца. Несмотря на это, купальня Рогожско-Симоновского района остается одним из немногих сохранившихся памятников эпохи авангарда такого масштаба.
Курирует новый проект функциональных прогулок Мария Никитина — искусствовед, ведущий методист Музея Москвы, преподаватель программ «Пушкинский.Ю», экскурсовод проектов «Синхронизация» и «Москва глазами инженера».
Две ближайшие экскурсии посвящены Хамовникам и Шаболовке. На прогулке «Функционально о: Хамовники» расскажут о появлении в 1920–1930-х годах нового городского центра с жилыми кварталами — рабочего поселка Усачевка, рассмотрят здания общежития Академии коммунистического воспитания имени Н.К.Крупской и Института красной профессуры, здания Государственного архива РФ и Военной академии имени М.В.Фрунзе, а также проанализируют мельниковский шедевр — клуб завода «Каучук». Прогулка «Функционально о: Шаболовка» посвящена тому, как рабочая окраина Москвы превратилась в поле инженерных и архитектурных экспериментов. В 1922 году здесь возвели радиобашню по проекту инженера Владимира Шухова, а вокруг нее возникли дом-коммуна и экспериментальный жилой массив. Во время экскурсии можно в деталях узнать, как новые инженерные конструкции повлияли на эстетику авангарда и на архитектуру советского модернизма.
Подробности о функциональных прогулках можно найти на сайте центра: www.centrezotov.ru.