18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Русский музей знакомит с наследием скульптора Леонида Шервуда

Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910. Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
Леонид Шервуд. «Поцелуй». Барельеф. 1910.
Фото: Собрание О.Д.Шервуд, Санкт-Петербург
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Как получилось, что тонкий импрессионист изваял брутального «Красноармейца» и стал классиком советской скульптуры? Творческую эволюцию мастера можно проследить по экспонатам из коллекции Русского музея, других музеев и из частных собраний

Тридцать произведений из коллекции Государственного Русского музея, других музеев и частных собраний знакомят посетителей Михайловского замка с наследием мастера русского импрессионизма, которому довелось и по императорскому заказу ставить памятник адмиралу Степану Макарову в Кронштадте, и создавать скульптуру «Часовой» для выставки к 15-летию Красной армии.

В автобиографической книге «Путь скульптора» Леонид Шервуд заметил: «В период, когда формировалось мое художественное мировоззрение, в искусстве боролось несколько художественных течений. Среди них преобладали две группы: сторонников академического натурализма и так называемых левых (формалистов). Мой творческий путь шел в стороне от обоих этих течений».

Начинался этот путь вполне благополучно. Леонид, десятый, младший ребенок в семье архитектора Владимира Шервуда, не доучившись в гимназии, окончил Московскую школу живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств в Петербурге. Красный диплом академии дал ему право на пенсионерскую поездку в Европу, где молодой скульптор познакомился с Огюстом Роденом и Антуаном Бурделем. Вернувшись в Россию, он создал романтичный бюст Пушкина в летящей крылатке.

Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Д.И.Менделеев». Бюст. 1925.
Фото: Государственный Русский музей

В предреволюционные годы скульптор был завален заказами. На выставке показаны гипсовые модели бюстов Ивана Мельникова и Федора Стравинского, солистов Мариинского театра, оригиналы которых по сей день украшают фойе старого здания Мариинки; модели поступили в Русский музей из мастерской Шервуда после его кончины. Оттуда же происходят две модели надгробного памятника Михаилу Врубелю, который так никогда и не был установлен.

Именно Шервуд стал автором первого монумента новой, советской власти. В сентябре 1918 года в проломе решетки Зимнего дворца устанавливают его памятник Александру Радищеву. Нарком Анатолий Луначарский выступает перед ним с пламенной речью, которая тут же была издана отдельной брошюрой. Шервуд получает срочный государственный заказ на авторское повторение для Москвы. Через две недели памятник Радищеву открывают на Триумфальной площади. Судьбы у этих двух бюстов разные. Петроградский не продержался и полугода. В январе 1919-го охрана Зимнего дворца рапортовала, что «от сильного ветра памятник товарищу Радищеву упал и разбился». Московская версия дожила до наших дней, хранится в Музее архитектуры и стала центром выставки «17/37. Советская скульптура. Взлет» в Новом Манеже.

Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз. Фото: Государственный Русский музей
Леонид Шервуд. «Часовой». 1932. Фигура. Эскиз.
Фото: Государственный Русский музей

В советский период у Шервуда было много заказов на портреты. Менделеев, Сталин, Луначарский — модели представлены на выставке в ГРМ. В 1932-м Шервуд создает «Часового» — самое известное свое произведение. Сергей Киров, увидев первые эскизы, распоряжается помочь скульптору построить для семьи нормальный жилой дом вместо двух комнат в мастерской, которую тот соорудил еще до революции на гонорар за памятник адмиралу Макарову. Сегодня «Часовой» находится в московском парке «Музеон», а на выставке «Леонид Шервуд. 1871–1954» показывают малый авторский эскиз. Историки искусства до сих пор спорят, является ли «Часовой» образцом социалистического реализма или Шервуд остался импрессионистом.

Видимо, остался, потому что участие в конкурсе на памятник Пушкину 1948 года вызвало критику «за формализм»: монумент был задуман в виде руки, держащей факел, из которого, как пламя, вырывается бюст поэта.

Государственный Русский музей
«Леонид Шервуд. 1871–1954»
До 3 июля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+