18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Великобритании разыскивают исчезнувший пасторальный шедевр Эдварда Боудена

Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Higgins Bedford
Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Higgins Bedford
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Фонд Ротшильдов объявил в розыск монументальную роспись со сценами сельской жизни, созданную Эдвардом Боуденом для Фестиваля Британии в 1951 году. Эксперты считают произведение знаковым для послевоенного британского искусства

Семейный благотворительный Фонд Ротшильдов начал поиски монументального панно Эдварда Боудена (1903–1989) под названием «Сельская жизнь». Оно выставлялось на Фестивале Британии в 1951 году, но было утрачено спустя десятилетие. Недавно фонд приобрел для Уоддесдона, родового поместья Ротшильдов, другую работу с фестиваля — фреску Джона Пайпера «Дом англичанина», а вместе с нею две работы Боудена. По этому случаю в фонде вознамерились разыскать и «Сельскую жизнь». Поместье Уоддесдон принадлежит британскому Национальному фонду и является одним из самых посещаемых мест в Великобритании. Его директор Пиппа Ширли считает «вопиющим тот факт, что „Сельская жизнь“ — программное произведение Боудена — было настолько недооценено, что ему позволили исчезнуть». И добавляет: «Я все же надеюсь, что оно выжило и просто где-то пылится».

После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate
После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate

Эдвард Боуден — английский художник и график — важная фигура послевоенного британского искусства. Его наследие включает гравюры, плакаты, обложки книг, но, помимо прочего, он создавал монументальные росписи. «Сельская жизнь» — одна из них. Фрагменты композиции были написаны на 72 листах фанеры и размещались на свободно стоящей панели, сделанной наподобие ширмы-гармошки. Ее высота составляла около 14 м, а ширина — приблизительно 11 м.

Хотя оригинал работы утерян, мы имеем представление о том, как она выглядела благодаря акварельной копии, которая хранится в коллекции Музея Хиггинса в Бедфорде. Верхняя часть «Сельской жизни» расписана изображениями пабов и церквей, загородных домов и коттеджей, лошадей и собак, садовников и шахтеров, сельских жителей за работой и досугом. Внизу панно — серия натюрмортов с продуктами, которые дает сельское хозяйство. Душеприказчик Эдварда Боудена, бывший арт-дилер Пейтон Скипвит считает это произведение «одним из важнейших в послевоенном британском искусстве».

Фестиваль Британии, где выставлялась роспись, задумывался как национальный праздник, символ успешного восстановления после разрухи, принесенной Второй мировой войной. Эпицентром фестиваля стала выставка в лондонском Саут-Бэнке, которая про­длилась пять месяцев. Искусство было важным элементом программы. Недавно сформированный Совет по делам искусств Англии утвердил тогда «Сельскую жизнь» в списке произведений искусства, которые после фестиваля должны были остаться в государственной собственности. Панно разобрали на части и передали на хранение на склад Министерства труда на Барри-роуд в Лондоне.

Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года. Фото: Higgins Bedford
Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года.
Фото: Higgins Bedford

Дальнейшие события частично восстановлены архивариусом Энн Чоу благодаря рассекреченным правительственным документам из Национального архива. В них отмечается, что «длительное хранение привело к ухудшению состояния работы». Что неудивительно: Министерство труда едва ли было подходящим местом для хранения произведений искусства. Более того, здание на Барри-роуд подлежало сносу в 1961 году.

В деле также записано, что казначейство тогда согласилось передать работу Боудена Беркширскому сельскохозяйственному колледжу, но при условии, что последний заплатит £3 за транспортировку панно. The Art Newspaper недавно связалась с колледжем, но там заявили, что ничего не знают о панелях (при высоте в 14 м их было бы трудно не заметить).

Возможно, «Сельская жизнь» так и не доехала до Беркшира. Боуден как-то написал, что его работа «попала в руки подрядчиков по сносу, которые продали ее танцевальному залу», добавив, что «Совет по делам искусств выкупил ее, но не знает, что с ней делать». В свою очередь, представитель совета заявил нашему изданию, что работа в их коллекции отсутствует. Есть вероятность, что панно просто уничтожили бульдозером вместе со зданием склада Министерства труда. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+